История компьютера ZX Spectrum. ZX Spectrum Next — новый «Спектрум» вышел на Kickstarter 18 am - синклер zx spectrum в позднем ссср

Знаете ли вы, каким был первый массовый персональный компьютер? С чего началась эра персональных компьютеров? Некоторые могут даже помнить свой самый первый компьютер, которым являлся ZX Spectrum. Именно он является прародителем всех современыых компьютеров. ZX Spectrum продержался на рынке более 10 лет. Мы расскажем вам об истории Спектрума, насыщенной, с множеством интересных фактов, мифов и заблуждений.

Для начала, расскажем о человеке, который считается создателем ZX Spectrum. Это Клайв Синклер (Clive Marles Sinclair)

Клайв Марльз Синклер родился в городе Суррей (Surrey), под Ричмондом, 30 июля 1940 года. Его отец и дед были инженерами. Сам Клайв последовал по тем же стопам. Уже в 1962 году Синклер создаёт Sinclair Radionics, производит комплекты деталей для сборки радиоприёмников и усилителей звука. У компании стремительно растет репутация пионера в бытовой электронике. С 1972 года компания производит электронные часы, портативные телевизоры и инструменты. В июле 1979 года Клайв Синклер уходит в отставку из Sinclair Radionics и учереждает новую компанию Sinclair Research Ltd. Отсюда и начинается история нашего ZX Spectrum. Первый продукт Sinclair ZX80 произведен в феврале 1980 года, это был первый компьютер в мире стоимостью ниже 100 фунтов стерлингов. Его размеры были 218 X 170 X 50mm и весил он 340 грамм. ZX 80 нельзя было назвать очень удачным, тем не менее он начал довольно хорошо продаватся.


В 1981 последовал логичный выпуск новой версии – Sinclair ZX81 . Он был гораздо дешевле предшественника и стоил 69 фунтов. За два года было произведено более миллиона ZX81 и Синклер заработал более 400 миллионов фунтов стерлингов. После продажи 10 % акции компании и раздачи 5 % акций своим служащим, он сохранил 85 % акций, что давало ему возможность принимать амбициозные и непрофессиональные решения.

Для успешного финансирования ему требуется £ 250 000, и на момент написания этой новости (прошло всего-то 19 часов) собрано уже более £ 212 000, а проект поддержало почти 1000 человек.

Если очень вкратце и не вникая в детали, то это очередной «улучшенный Спектрум» на основе FPGA с полной обратной совместимостью и следующими характеристиками:

  • Процессор - Z80 с режимами 3,5 МГц и 7 МГц
  • Память - 512 Кб ОЗУ (расширяется до 1,5 Мб внутренне и 2,5 Мб внешне)
  • Видео - аппаратные спрайты, режим с 256 цветами, режим Timex 8x1 и т.д.
  • Видеовыходы - RGB, VGA, HDMI
  • Хранилище - слот для SD-карт с DivMMC-совместимым протоколом
  • Звук - три аудиочипа AY-3-8912 со стереовыходом + FM-звук
  • Джойстики - разъём DB9, совместимый с протоколами Cursor, Kempston и Interface 2 (есть возможность выбора)
  • PS/2-порт - мышь с эмуляцией Kempston-режима и внешняя клавиатура
  • Мультифейс-функциональность для доступа к памяти, сэйвов, читов и так далее
  • Поддержка магнитофона - порты входа/выхода для загрузки и сохранения
  • Расширения - оригинальный порт внешней шины и порт графического ускорителя
  • Ускоритель (опционально) - графический процессор, центральный процессор 1 ГГц, 512 Мб ОЗУ
  • Сеть (опционально) - модуль Wi-FI
  • Дополнения - часы реального времени (опционально), внутренний динамик (опционально)

Если же копнуть чуть поглубже, то выяснится, что именно эта машина может оказаться новым стандартом для спектрумовской сцены, поскольку занимаются ею далеко не последние люди на свете, прекрасно понимающие, что нужно пользователям, игрокам и разработчикам.

Это, во-первых, Рик Дикинсон - индустриальный дизайнер, которому мы обязаны внешним обликом ZX80, ZX81, ZX Spectrum, ZX Spectrum + и Sinclair QL. Собственно, ZX Spectrum Next выглядит так же здорово, как вышеупомянутые машины, а они ещё в 80-е заметно опережали по дизайну всех конкурентов.

Во-вторых, Виктор Трукко , хакер и автор бесчисленного количества железок для ретро-техники - например, эмулятора картриджей для Atari 2600, 5200, 7800, Odyssey II, Vectrex, MSX, Vic 20, Commodore 64, Master System и других платформ (записываете на SD-карту нужные игры, подключаете нужный кабель - и вставляете его куда надо).

В-третьих, Джим Бэгли , один из самых известных разработчиков игр для «Спектрума», таких как Midnight Resistance, Cabal, Red Heat или Throne of Fire. Ещё он угодил в Книгу рекордов Гиннеса, умудрившись втиснуть аркадную классику Dragon"s Lair в маломощный компьютер ZX81. Именно Джим в ответе за несколько важных функций Next вроде аппаратных спрайтов и новых видеорежимов.

В-четвёртых и в-пятых, Фабио Белавенуто (один из создателей платы TBBlue Spectrum, которая легла в основу ZX Spectrum Next), и Энрике Олифьерс (игровой дизайнер и сооснователь студии Bossa Studios, выпустившей игры Surgeon Simulator, Worlds Adrift, I am Bread).

Проще говоря, эти люди просто не могут облажаться, тем более что аппаратная и программная начинки у них уже давно готовы, а сейчас просто совершенствуются. Старые и новые игры тоже работают на ура, пользуясь преимуществами 7-мегагерцового процессора и расширенных видеорежимов. Вот небольшая нарезка из таких игр, среди которых есть и Castlevania: Spectral Interlude , в разработке которой принимали участие сотрудники «КГ-Портала».

Рассылку полноценного собранного ZX Spectum Next планируется начать в январе 2018 года - не очень скоро, но лучше уже реалистичные сроки, чем взятые наугад. Больше всего разработчики, видимо, будут возиться с корпусом, пытаясь сделать его максимально похожим на рендеры. Сейчас на руках у команды Next есть лишь распечатанные на 3D-принтере модели - целый корпус в масштабе 1:2 и половинка корпуса в масштабе 1:1.

Стоит базовая модель ZX Spectrum Next ровно £ 175 - столько же, сколько оригинальный «Спектрум» с 48 Кб памяти в 1982 году. Модель Next Plus c Wi-Fi-модулем и часами реального времени обойдётся в £ 215, а модель со встроенным акселератором на базе Raspberry Pi Zero уже не заказать - закончились слоты на «Кикстартере». Впрочем, самыми популярными являются именно базовая и Plus-модели - на них и будут ориентироваться разработчики.

Создатели ZX Spectrum Next обещают сразу после начала отгрузки готовых компьютеров сделать проект опенсорсным, включая схематику и прошивку. Так что улучшать и совершенствовать этот компьютер будут ещё долго - так сказать, всем миром.

Учитывая безумную скорость сбора денег, можно предположить, что ZX Spectrum Next станет самым успешным краудфандинговым проектом по возрождению «Спектрума». The Recreated ZX Spectrum (он же - Bluetooth ZX Spectrum) собрал в своё время £ 63 194, поддержанный самим Клайвом Синклером Sinclair ZX Spectrum Vega - уже £ 155 682, а его портативная версия Sinclair ZX Spectrum Vega+ нагребла аж целых £ 512 580.

На удивление, у ZX Spectrum Next нет ни одной дополнительной цели - видимо, его создатели пока не очень представляют, что ещё можно приципиально улучшить в своём детище. Но предложения уже поступают - добавить совместимость с SAM Coupé, например. В конце концов, можно обеспечить и полную аппаратную совместимость с российскими клонами «Спектрума» типа Pentagon или пойти дальше, замахнувшись на ZX Evo, ATM Turbo и так далее.

Ну а пока что - заходите на Kickstarter-страничку проекта , изучайте фотографии платы, смотрите ролики с техническим демонстрациями, и если «Спектрум» дорог вам так же, как автору этой новости - выбирайте нужную модель и заказывайте. Такие благие начинания просто необходимо поддерживать!

Отправить


Сегодня, когда у каждого в кармане лежит телефон, по своим возможностям мало уступающим компьютеру, сложно представить, что в 80-е годы компьютером называлась 8-битная система с 48 килобайтами оперативной памяти и 3.5-мегагерцевым процессором. Для работы с ним требовался телевизор, но разрешение картинки составляло смешные по нынешним меркам даже для телефонов 256х192 пикселя. Тем не менее, это были очень захватывающие игры, где отсутствие зрелищной графики с лихвой компенсировалось воображением игроков. Размеры файлов с играми колебались от 6 до 40 килобайт, а программистам приходилось в буквальном смысле слова экономить каждый байт. Предлагаем всем, кто помнит те времена, вернуться к ним на минуту и отдать должное играм той, уже навсегда ушедшей, эпохи.

Игры тогда распространялись с помощью магнитофонных кассет, легальных способов купить игру в СССР просто не было. Для работы с компьютером был необходим телевизор и кассетный магнитофон. Конечно же, фирменных компьютеров ZX Spectrum в стране были единицы и только у тех, кто имел возможность купить их за границей. Все остальные покупали (или собирали сами - в зависимости от умений) компьютеры, собранные из аналогичной компонентной базы. По рукам ходили принципиальные схемы под названиями «Ленинград» или «Пентагон», созданные умельцами.

Отдельного слова стоит процесс освоения игр. Никаких локализаций поначалу не было вовсе. Документации к играм, разумеется, тоже. Все, начиная от жанра игры до управления, приходилось осваивать «методом тыка». К слову, большинство жанров игр именно тогда и создавались. Никаких мышей или тачпадов в те времена тоже не было. Для управления играми использовалась или клавиатура, или джойстик. Иногда очень достойная игра забрасывалась просто из-за того, что было невозможно понять что конкретно нужно делать по ее сценарию.

Elite

Открывает десятку легендарных игр, конечно же, Elite. Игра была придумана студентами Кэмбриджского университета Дэвидом Брэбеном и Яном Беллом в 1982 году, а в 1984 уже вышли ее первые версии. Портирование для ZX Spectrum произошло в 1985-м. По жанру это был космический симулятор с элементами экономической стратегии. В игре была полная свобода действий игрока в мире с 8 галактиками, в каждой из которых находилось по 256 звездных систем. В игре впервые была использована трехмерная каркасная графика. Это значит, что объекты были трехмерными, но изображались в виде прозрачных фигур-многоугольников. Игрок мог путешествовать между звездными системами, сражаясь с пиратами и перепродавая товары с выгодой для себя. Полученные ресурсы можно тратить на улучшение систем корабля: защиту, вооружение и различные приспособления, например, докинговый компьютер или устройство гипердрайва для путешествия между галактиками. Считается, что целью игры было достижения статуса Elite, к которому можно пройти начиная с Harmless и пройдя через Mostly Harmless, Poor, Average, Above Average, Competent, Dangerous, Deadly. При этом в игре было ветвление, в зависимости от поведения игрока: если он начинал грабить встречных торговцев, к нему менялось отношение в звездных системах и, соответственно, менялся его статус. Управление подразумевало полностью трехмерный мир, поэтому было довольно сложным. Оценить перелет от одной орбитальной станции к другой, вы сможете по этому видео:

SimCity

В это сложно поверить, но известнейший симулятор городского управления SimCity существовал и для ZX Spectrum, где появился в 1989 году. Карта была очень маленькой, из всех городских коммуникаций были доступны только дороги и линии электропередач, но в игре даже были элементы аналитики с уровнями преступности, загрязнений окружающей среды и так далее. Рельеф отсутствовал как класс - вся карта представляла собой гладкую, как стол, поверхность, на которой усложняли жизнь пользователю лишь озера. Но в это можно было играть и получать огромное удовольствие от экономических успехов!

Nether Earth

Возможно, вы удивитесь, но Nether Earth является стратегией в режиме реального времени. Она появилась в 1987 году за 5 лет до Dune II, считающейся родоначальницей жанра. Сюжет игры прост - на Земле высаживается десант расы роботов инсигнианцев, которые создают свои базы и заводы по производству компонентов для роботов. Игроку дается оригинальный инструмент - неуязвимый, но невооруженный летающий модуль, с помощью которого и управляется игра. Можно создавать новых роботов и управлять ими вручную. Захват баз или заводов может выполняться только роботами. Им можно дать задание для автономных действий, связанное с патрулированием, военными действиями или захватом заводов и баз. В игре есть тактические ядерные заряды, способные уничтожать базы и заводы. Из-за отсутвия игрового баланса и очень маленькой карты (4 базы с комплектами заводов) выигрышная стратегия просчитывается довольно быстро и заключается в марш-броске с максимально вооруженным роботом. Выглядит это так:

Barbarian

Во что рубилось все прогрессивное человечество до выхода Mortal Kombat в 1992 году? Правильный ответ - в игры типа Barbarian образца 1987 года. В нее можно было играть как одному (с компьютерным персонажем), так и вдвоем (желательно с джойстиками). Битва шла на трех уровнях: голова, грудь, ноги. Можно было использовать подкаты, блоки и удары ногой. Фирменным был удар с разворота, в котором можно было при удачном стечении обстоятельств, закончить бой одним ударом, сносящим противнику голову. В этом случае карлик, оттаскивавший в финале битвы тело, еще и смешно пинал ногами упавшую голову.

Renegade

Классическая игра в жанре Street Fighting для ZX Spectrum, вышла в 1987 году. Можно играть одному и в паре. Как гласит Wikipedia, эта игра ввела основные законы жанра beat "em up: 4-хстороннее движение, система «рука-нога-захват-прыжок», разная степень выносливости противников. В игре есть возможность добивания лежачего противника.

Commando

Не обошлось на ZX Spectrum и без тактического симулятора. Во времена, когда еще не было всяких Counter Strike, Metal Gear Solid и Call of Duty, мы играли в Commando. Уже тогда было понятно, что ключ к победе - это маневр и огневая поддержка. Поэтому персонаж должен был непрерывно двигаться и стрелять, обильно засыпая все гранатами. Динамика в игре очень высокая даже на первых уровнях, заминка в 1-2 секунды приводит в неминуемой гибели персонажа. Убедитесь сами:

Combat Lynx

Наверное, список легендарных игр для ZX Spectrum был бы неполным без игры Combat Lynx, представляющий яркий пример того насколько сложными по сценарию и выполняемым функциям могли быть такие игры. Даже не знаю каким чудом мы с друзьями смогли освоить ее безо всякой документации. Речь идет об управлении боевым вертолетом, который способен нести добрый десяток видов вооружения, включая устанавливаемые мины. Подвозить к базам подкрепление и эвакуировать раненых. Игра имела трехмерный рельеф, что усложняло не только пилотирование вертолета (можно легко вляпаться в холм), но и стрельбу по наземным целям. Прицеливание выполнялось по крестику прицела, спроецированного на поверхность, которая также менялась в зависимости от рельефа. И если на начальных уровнях все было относительно легко, то дальше поддерживать 4 базы, доставляя туда новых бойцов и расстреливая снующие там и тут танки, становится все сложнее. Видео игры под ZX Spectrum не нашел, это видео игры для компьютеров Amstrad. Здесь несколько отличается игровая графика, она чуть зрелищнее, но игровой процесс выглядит точно так же.

Saboteur

Даже не знаю что больше повлияло на популярность этой игры - сложность задачи для диверсанта или то, что лазутчиком создатель игры Клайв Таунсенд выбрал воина-ниндзя. В 80-е годы прошлого века мир переживал очередной всплеск интереса к японским диверсантам, затянутым во все черное и лихо метавшим сюрикены. Итак, задача игрока в Saboteur - проникнуть на территорию охраняемого объекта, украсть дискету с данными, заложить бомбу и успеть эвакуироваться на вертолете. И все это за ограниченный промежуток времени. Насколько «легкой» является эта задача можете увидеть в 30-минутном ролике прохождения на самом высоком уровне сложности.

Robocop

Фильм «Робокоп» был одним из самых ярких фантастических кинокартин 80х годов, поэтому игра с этим персонажем была заведомо обречена на успех. Помнится, мы находили ее графику очень эффектной, анимацию персонажа очень близкой к тому, что было увидено в фильме, а дополнительную сложность придавало то, что патроны имели склонность заканчиваться и их стоило беречь. Внутри игры был пазл-задание с фотороботом, что также вносило разнообразие в обычный street fighting. Все-таки как мало нам нужно было в те годы для счастья...

Lode Runner

В заключении хотелось бы вспомнить что-нибудь крайне простое и увлекательное. И в голову в первую очередь приходит игра Lode Runner. В эпоху аркадных игр вроде Pacman, Arkanoid или Space Invaders, именно эта игра выглядела легкой и сложной одновременно. И играть в нее можно было часами в отличие от половины игр этого списка. Можете в этом убедиться, просмотрев полностью видео ниже:

Компьютер поступил в продажу 23 апреля 1982 года и имел стоимость £125 для варианта с 16 КБ ОЗУ и £175 для варианта с 48 КБ. Впоследствии цена была снижена до £99 и £129 соответственно.

Главным достоинством и достижением компьютера являлась его низкая стоимость. Однако, она была достигнута за счёт экономии на всех составляющих и снижения технических характеристик по сравнению с другими домашними компьютерами того времени.

Аппаратная часть компьютера разработал Ричард Альтвассер (Richard Altwasser). Встроенное ПО (интерпретатор BASIC в ПЗУ) разрабатывался фирмой Nine Tiles , непосредственно Стивеном Виккерсом (Steven Vickers). Дизайн внешнего вида компьютера выполнен Риком Дикинсоном (Rick Dickinson). В комплект компьютера входила кассета с ПО фирмы Psion (на кассете имелась Arkanoid -подобная игра, написанная на BASIC).

Среди пользователей распространена уменьшительная форма названия компьютера - Speccy , применяемая для всех компьютеров линейки ZX Spectrum. Впервые это название было использовано в журнале Your Sinclair ? На русском языке этот вариант названия произносится как спекки , однако некоторое распространение имеет ошибочное произношение спейси . Оригинальный источник, распространивший подобное произношение, неизвестен.

В 1990-х годах в России компьютеры, совместимые с ZX Spectrum, часто называли синклерами (по названию производителя). Такой вариант названия некорректен, так как ZX Spectrum не является единственным компьютером, выпущенным компанией Sinclair Research.

Также в отечественной литературе часто встречается неправильное написание полного названия - ZX-Spectrum . В оригинальной литературе и надписи на корпусе компьютера дефис отсутствует.

Характеристики

  • Процессор: Zilog Z80A на частоте 3.5 МГц
  • ОЗУ : 16 КБ в минимальной конфигурации, 48 КБ в полноценной
  • Видео: единственный видеорежим - графический 256 x 192 точек, 8 цветов с двумя уровнями яркости
  • Клавиатура: резиновая 40-кнопочная для оригинальной модели, пластиковая 58-кнопочная для Spectrum+
  • Разъёмы:
    • Cистемный разъём
    • MIC - выход записи на магнитофон
    • EAR - вход чтения с магнитофона
    • Высокочастотный ТВ-выход (стандарт PAL)

Версии плат

Всего за время выпуска ZX Spectrum и ZX Spectrum+ выпускалось 6 версий плат.

Разница в цене между вариантами с 16 и 48 килобайтами памяти была меньше, чем стоимость любых комплектов для расширения памяти.

Добрый день (опционально вечер/ночь).

Свой 20й обзор я хочу посвятить компьютеру, который покорил мое сердце. Приглашаю посетить сей ламповый пост. Обязательно отмечаются все бывшие и нынешние владельцы этих великолепных аппаратов, делимся идеями, ссылками, гаджетами под наш любимый компьютер. Просьба откинуться на кресло и постепенно погружаться. (Обзор очень большой, содержит инструкции, схемы, мысли по сборке и апгрейду)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике…

Вот этот мужчина, которого Вы видите сверху, не спроста тут. Это сам Клайв Марльз Синклер, бывший владелец компании Sinclair Radionics, выпускавшей компьютеры Spectrum. Это тот самый человек, которых хотел изготовить самый дешевый аппарат для работы и точка. Да, он не любил игры и считал, что это пустая трата времени и неправильное вложение средств. (интересно, что бы он сказал сейчас, глядя на дико развивающуюся игровую индустрию). Да пускай, поправят меня знатоки, сей джентльмен ушел в изобретение электронных велосипедов с головой и похоже, что там и остался, изготавливает что-то в этом роде:

В прочем это совсем другая история. Сегодня пойдет речь о наборе для самостоятельной сборки компьютера, ушедшей эпохи, конца 80х.

Впервые я познакомился со Спектрумом, когда мне было 7 лет, отец собрал его для меня. Тогда я открыл для себя целый удивительный мир игр и программирования.
Как сказал один хороший человек - «Если ты однажды познакомился со Спектрумом, то он глубоко засядет тебе в душу и однажды, когда совсем станет невмоготу, ты будешь бегать по барахолкам и искать его.» И это правда. Только есть одно большое, НО. Купить можно, само-собой, на ибее есть лоты, продающие как 48к, так и 128к модели. Но однажды, когда мне стало «невмоготу» ища информацию о Спектрумах, я наткнулся на данный сайт, который предлагает готовые комплекты для самостоятельной сборки аппарата.

Был очень удивлен, люди продают и изготавливают платы советской копии Ленинград 48к с поправленной схемой. Плюсы и минусы конечно же у этого варианта есть. Но ребята, тут предлагают собрать компьютер своими руками, да что может быть круче чем разобраться в принципах работы компьютера на аппаратных уровнях?! Это же просто сказка. Естественно для таких работ желательно иметь опыт, маломальский, мой опыт сборки компьютеров ограничивается моделью РК-86 из журнала Радио, по сравнению со Спектрумом он песчинка, в плане сложности и придется потрудится, чтобы его отладить.

Как обычно предупреждение:

Вся ответственность, а именно самостоятельное проникновение в корпус готового изделия с последующим нарушением его целостности работоспособности, лежит на человеке совершившим это действие.

В дополнение к выше сказанному, при работе с микросхемами памяти, используйте заземленный, антистатический браслет, дабы не повредить целостность микросхемы, так же не забывайте подключать кабеля Video, RGB, Scart и тому подобные, только на выключенные приборы.

ПОДГОТОВКА К СБОРКЕ

Данный набор поставляется без оперативной памяти, чипы памяти используются и на данный момент времени найти их тяжело, можно так же использовать чипы , но с учетом небольших доработок в схеме.

Где достать? Барахолки отметаем сразу, разборы тоже по причине того, что чипы могут быть испорченными, помимо всего прочего с памятью такого рода есть особенности, а именно она чувствительна к работе одной партией (точнее все чипы, установленные в машину желательно должны быть одной партии, ревизии и даты производства, а также города производства), с этим я столкнулся, собирая РК-86, советская память больно уж капризная, даже новые чипы желательно покупать оптом, мало ли что.

По этому обзвонив все магазины в Екатеринбурге, чипы нашлись только в одном - , по баснословно низкой цене. Оно и понятно, кому в наше время может понадобиться столь маленькая оперативная память, да еще столь медленная.

Специально перед покупкой я попросил принести упаковку чипов, да бы убедиться, что отсыпают именно из этой коробки. Может быть я был излишне мнительным в этом решении, но мало ли что.

И следующими номиналами резисторов:

По мелочи аудио гнездо под Jack - 3.5, дополнительные панельки, если не хотите паять микросхемы. Есть возможность установки SMD корпусов резисторов, диодов, конденсаторов (например, блокировочные конденсаторы можно заменить на SMD).

По инструменту потребуется следующий набор:

1. паяльная станция/паяльник с регулировкой температуры,

2. осциллограф (очень и даже очень желателен),

3. мультиметр,

4. если нет осциллографа используем логический анализатор.

ПОСТАВЛЯЕМЫЙ КОМПЛЕКТ

Я зачастую мало уделяю вниманию упаковки, тк привык к поставкам с Китая, но Российские упаковки поглядеть стоит всегда, уберу под спойлер, кому захочется взглянуть, смотрите.

Упаковка

Микросхемы и запчасти оказались завернуты в пакет и приклеены скотчем:

Сама плата проложена двумя кусками гофрокартона и перетянута в упаковочный полиэтилен:

И так, давайте же взглянем на этот прекрасный набор запчастей

Плата. Вы знаете, эта плата изготовлена на высочайшем уровне, просто невероятно хорошо. Я давно не держал в руках столь качественных кастомных плат. Разводка, шелкография и надписи… Мммм великолепие, давайте просто насладимся:

От одних надписей на плате захватывает дух, уж больно они мне нравятся.

Так же прикладываю фотографии в большом размере платы целиком, да бы оценить полностью качество изготовления, кустарщиной не пахнет:

В комплекте поставляется, кроватки под микросхемы RAM, ROM, CPU:

Рассыпуха, которая идет с платой в комплекте. (Бипер, набор транзисторов BC547, конденсаторы на все нужные номиналы, контактные разъемы 2.54мм, кварц на 14.000 MHz, диоды):

Вся логика, которая потребуется для работы компьютера (включая CPU и ROM). Кстати ROM - память уже прошита Sinclair BASIC:

Для ориентирования в микросхемах времен СССР, нарисовал следующую картинку:

Из всех микросхем ни одной военки, две с пометкой статики - К561ЛН2 и К561ИЕ10А и ворохом различных предприятий.

СБОРКА

Используем две представленных схемы и , мало-ли захочется разобраться плотнее или столкнетесь с трудностями, начинаем потихоньку собирать. Самое важное это точно отслеживать что и куда ставим.

Так же в помощь схема размещения микросхем и прочих элементов:

Главное в этом деле не торопиться, иначе запутаетесь окончательно. Я начинал сборку с мелочи (конденсаторы, резисторы, диоды). Комплектные конденсаторы (блокировочные, номиналом 104) я поменял на свои - Murata Manufacturing. Последним сажайте кварц, связано с тем, что он очень близко расположен к резистору R1 и если паять кварц под корень, резистор придется паять навесным монтажом.

Как делать не надо!

Сначала я решил все посадить на DIP - панельки (и это стало большой ошибкой ), я считал так, что если микросхема выйдет из строя, то я всегда легко смогу ее докупить, но на практике оказалось все иначе, я собрал все глюки. О глюках и их решении можно почитать ниже.

Ближе к окончанию сборки я начал собирать модуль чтения с ленты, основанный на микросхеме К561ЛН2, схема модуля классическая, прилагаю ниже:

Тестовое включение с распаянным кабелем Video с CPU и установленной RAM:

Странно, а должно быть это:

Похоже что-то имеется там. Осмотрев плату нашел пару ошибок:

1. Не распаян резистор C2.
2. Не правильно установлен резистор С1.

Так же оставшиеся конденсаторы (блокировочные), номиналом 104, заменил на Murata. Заменил транзистор К315Б.

Ииии ничего, после произведения всех замен с последующим включением аппарата я получил это:

При этом 5В по кругу имеется, но CPU не запускается. Печально. Начал искать в чем причина, попутно заказав логический анализатор.

Прошло 1.5 месяца так результата и не было, я уже начал расстраиваться, как с почты пришло уведомление о посылке - анализатор пришел.

Анализатор сигналов представляет из себя уст-во, основанное на чипах являющимся периферийным контроллером USB2.0 и 8-ми канальным приемником (я бы даже сказал снифером ), осуществляющий захват с линий данных.

Данное уст-во работает с использованием программного пакета - .

Вроде бы все есть для решения проблемы, но проблема как была, так и осталась.

Долго я мучился, пока не решил снести к черту все кроватки под микросхемы, оставив только RAM, CPU и ROM.

И о чудо, все завелось! (А ведь мой РК-86 был собран на таких же панельках, и все работает)

Так выглядел процесс отладки:

В итоге долго и мучительно перепроверяя все и отрезав ножку 1 от микросхемы DD4 (К555ИЕ7) с сопутствующей запайкой на землю я получил изображение:

Прогресс на лицо. На развертку не обращайте внимания, телевизор старый и имеет проблему в этой области. Далее, если вы приглядитесь, то увидите, что значок - © отображается некорректно, это знаменитая проблема компьютера Ленинград 48К (некорректная прорисовка окружностей), решается так, обрезаем дорожку от ИР9 ->1 и ЛН1->10 и впаиваем следующую схему:

Вообще при использовании разных производителей логики, нужно индивидуально подбирать конденсаторы на развертку у микросхем DD4 -> ИЕ7 и DD6 -> ИЕ7, по сути опытным путем, ставится конденсатор что у первой, что и у второй между землей и 11й ногой.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЛАВИАТУРЫ

Компьютер - это конечно хорошо, но без возможности ввода, иметь его нет смысла, поэтому мы будем делать клавиатуру!

Распиновка клавиатуры находится в основной схеме на Ленинград 48К:

Для клавиатуры нам понадобится:

1. Текстолит размером 100х160.

(Я решил делать компактную клавиатуру, для того, чтобы засунуть аппарат в компактный корпус, да и в целом люблю компактные клавиатуры).

2. Лазерный принтер для проведения ЛУТ.

3. Кнопки тактовые, по высоте подбираются самостоятельно.

Распаковываем, размечаем и режем:

Готовим и вырезаем шаблон для ЛУТ:

Открываем редактор и рисуем клавиатуру:

В редакторе она нарисована со вторым слоем, но скажем так, травить этот слой не надо, экономьте свое время, не стоит травить ради того, чтобы травить.

Для Вас я подготовил готовый шаблон для распечатки:

Шаблон зеркалить НЕ НАДО !

Затем печатаем его и вырезаем:

Для травления потребуется следующий набор:

1. 100 мл аптечной 3% перекиси водорода

2. 30 г лимонной кислоты

3. 5 г поваренной соли.

4. Емкость.

Для платы моего размера этого хватит с головой, причем я для скорости травления, предусмотрительно нарисовал полигоны, да бы раствор не тратить зря.

Утюгом переносим на заготовку, советую использовать подложку от оракла:

Видно небольшие огрехи я поправил маркером, стойким к хлорному железу и забросил в раствор:

По окончанию получил такой результат. Скажу сразу я накосячил, для того что бы хорошо виднелись надписи я продержал чуть дольше в растворе и кое-где попортил дорожки:

Ну да ладно, это не криминально, берем провод в 0.5 мм и пропаиваем дорожки:

К ЗАПУСКУ ГОТОВ

Ах как он хорош!

Ииии стартуем!

Устанавливаем на телефон или планшет приложение PlayZX:

Используя кабель AUX, цепляемся к Спектруму, включаем аппарат и переходим в режим загрузки (на клавиатуре Спектрума нажимаем J -> удерживая SS нажимаем дважды на P, увидите такую запись - LOAD "" и жмем энтер ). После этого выбираем нужный образ игры в телефоне и жмем play. Пойдет загрузка игры.

Процесс загрузки программы выглядит следующим образом:

Загруженный файл игры Saboteur:

И конечно же пример загрузки программы с нуля, проверим того же саботера:

ВЫВОДЫ

И так подытожим. Покупая данный компьютер, Вы не просто покупаете глупый макет для сборки подобный китайским, Вы приобретаете большой пласт опыта сборки подобных компьютеров. Как я уже раньше говорил, в детстве имел подобный компьютер, правда он был 128К и имел флоппи диски 5.2 дюйма, в любом случае я остался доволен результатом.

Если бы не этот компьютер я бы не обзавелся новым инструментом, таким как анализатор сигналов и горячим олово-отсосом, для выпайки микросхем и конечно же опытом.

Нюансы, платформа полностью скопирована с Ленинград 48К, ее можно подстроить под разные кварцы в зависимости от комплектной, логической базы, что очень хорошо.
Работает стабильно, используя приложение PlayZX, Вы откроете для себя мир игр для ZXSpectrum, да я и сам был удивлен такой большой библиотекой.

Очень большое сообщество по всему миру, кстати некоторые люди выпускают новые игры для данных компьютеров, а также портируют старые NES, например, Castlevania.

PS. Отличное начало в микроэлектронике для ребенка и отличное времяпрепровождение за решением той или иной проблемы.

PSS. Обзор получился просто гигантским, а рассказать хочется так много, но придется ограничиться только сутью, в следующем DIY будем изготавливать корпус для этого аппарата и будем прикручивать RGB и SCART, есть идеи сделать его в виде ноутбука.

Информация в помощь сборщикам Ленинград 48К:

1.
2.
3. Обзор понравился +253 +425

Похожие публикации