Перейти на этап работы комиссии закупки. Запрос котировок на поставку – простой способ госзакупок. Что делать, если заявку отклонили

После ее прочтения становится понятно что это такое, как разместить и как участвовать в запросе котировок. В ней содержится информация , которая может быть полезна как специалисту в области государственных торгов, так и человеку, только начинающему сталкиваться с прокьюрементом.

Определение запроса котировок

Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и последующему закону №44-ФЗ (О Федеральной контрактной системе) под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Единственным местом размещения информации о заказах в форме запроса котировок, публикуемых государственными учреждениями, является Официальный сайт РФ www.zakupki.gov.ru

Планирование закупок

Минэкономразвития и ФАС подготовили проект федерального закона «О федеральной контрактной системе», в котором в перспективе тоже имеет место такой способ размещения заказа, как запрос котировок. При этом информацию о предполагаемых заказах можно будет увидеть на официальном сайте еще на этапе планирования, что позволит многим организациям, индивидуальным предпринимателям заранее спланировать свою деятельность, как минимум на год вперед.

Требования к запросу котировок

Размещение заказа путем запроса котировок цен имеет ограничение на поставку одноименных товаров, работ, услуг в течение квартала на сумму более, чем 500 тыс. руб. Однако начальная цена контракта в случае размещения заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи других товаров, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения не ограничивается. Также без ограничения цены контракта осуществляется размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи, либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Для того, чтобы участвовать в запросе котировок цен, в первую очередь, необходимо найти на официальном сайте извещения о проведении соответствующих тендеров. На сайте представлена информация о размещении заказов, об уже заключенных контрактах, о планах-графиках заказчиков, также представлен реестр недобросовестных поставщиков и ссылки на различные ведомственные службы, в том числе на сайт Минэкономразвития и на сайт ФАС.


Кстати! Помочь с оформлением заявки на запрос котировок, ее проверкой, а также проконсультировать по участию в нем с удовольствием смогут наши специалисты. Найдите запрос котировок и закажите услугу по подготовке котировочной заявки и вы гарантированно 100% будете допущены к участию и победите в аукционе с большой вероятностью.

Поиск запроса котировок

Поиск извещений о проведении закупок можно осуществлять по нескольким фильтрам:


После вышеописанных действий на странице сайта отразиться результат, который далее можно уточнить. Пользователь имеет возможность указать:


Особенности размещения заказа включают в себя еще ряд позиций, касающихся уже непосредственно участников размещения заказа. Остановимся на них поподробнее.

Заказы для субъектов малого предпринимательства.

Данный параметр отражает заказы, которые опубликованы исключительно для участников размещения заказа, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. В соответствии со ст. 15 Закона о закупках все муниципальные и государственные заказчики обязаны размещать заказы для субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 г №642). К субъектам малого предпринимательства согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели соответствующие следующим условиям:

    для юридических лиц суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, благотворительных фондов в уставном капитале не должна превышать 25%

    численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек

    выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства, в настоящее время это 400 млн. руб. в год

Отсюда следует, что если в извещении установлено требование о том, что в запросе котировок могут принять участие только субъекты малого предпринимательства, и вы соответствуете всем вышеперечисленным требованиям, то Вы смело можете подавать заявку для участия. В случае, если Вы не соответствуете требованиям то заявку подавать нельзя, так как она однозначно будет отклонена комиссией на этапе рассмотрения заявок.

Преимущества в отношении цены контракта

Согласно ст. 14 Закона о закупках все заказчики могут предоставлять преимущества для предприятий уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов при размещении заказов, о чем в своем извещении заказчики информируют всех участников.

Извещение о проведении запроса котировок

После того как Вы определились с теми параметрами, которые хотели бы увидеть, и выделили все условия, которые вам необходимы, посмотрим что отражено в извещениях о проведении запроса котировок. Согласно ст. 45 Закона о государственных закупках извещение о запросе котировок и проект контракта размещаются на официальном сайте не менее чем:

    за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок

    за четыре рабочих дня до дня истечения срока представления котировочных заявок при размещении заказа на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., а также в случае размещение заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения

Извещение о проведении запроса котировок доступно для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Каждое извещении в обязательном порядке содержит следующую информацию:

    Данные о заказчике (наименование, почтовый адрес, адрес электронной почты, контрактное лицо и телефон)

    Указан источник финансирования заказа

    Наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, их безопасности, потребительским свойствам, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работ должны обеспечить определение соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика

    Требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются в обязательном порядке только при размещении заказов на поставки машин и оборудования

    Место доставки товаров, выполнения работ, оказания услуг

    Сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг

    Сведения о включенных (не включенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей

    Максимальную цену контракта и ее обоснование. Максимальная цена контракта устанавливается на основании информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, данных государственной статистической отчетности, официальных сайтов, реестра контрактов, информации о ценах производителей, общедоступных результатов изучения и исследования рынка (ст. 19.1 Закона о государственных закупках)

    Место и срок подачи котировочных заявок, в том числе дату и время окончания срока подачи котировочных заявок

    Срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; срок подписания победителем в проведении запроса котировок контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок

    Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике размещения заказа

Кроме того, извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. В случае указания на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения, являющегося эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств. Указание на товарные знаки должно сопровождаться словами "или эквивалент".

Обратите внимание! Извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Если заказчиком установлено требование об отсутствии сведений в реестре недобросовестных поставщиков, то оно обязательно вносится им в извещение о проведении запроса котировок!

Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Pеестр недобросовестных поставщиков

Как попадают в реестр недобросовестных поставщиков? В первую очередь туда включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта. То есть в случае, если вы подали заявку на участие в запросе котировок, выиграли и в последний момент отказались заключать контракт, Вы автоматически попадаете в этот реестр. Кроме этого условия, при неисполнении контракта, либо исполнении контракта поставщиками (исполнителями, подрядчиками) с существенными нарушениями, по решению суда с Вами может быть, расторгнут контракта, и Вы опять же попадете в реестр недобросовестных поставщиков. И только по истечении 2 лет сведения об организации исключаются из реестра, если не было обжалования в суде.

Котировочная заявка

для того, чтобы участвовать в запросе котировок требуется подать заявку. Как ее составить, чтобы выиграть.Котировочные заявки не имеют четко регламентированной формы, но сведения, которые в ней должны быть отражены всегда одинаковые.

Срок подачи котировочной заявки устанавливается в извещении о проведении запроса котировок. Котировочные заявки, поданные после дня окончания срока подачи котировочных заявок, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются участникам размещения заказа.

Котировочная заявка подается заказчику или уполномоченному органу. Она может быть подана как в письменной форме, так и в форме электронного документа. В случае подачи котировочной заявки в письменной форме расписка в получении котировочной заявки с указанием даты и времени ее получения выдается участнику размещения заказа по его требованию. В случае подачи электронной котировочной заявки заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение ее получения в письменной или электронной форме.

Разъяснения по поводу того, что следует понимать под котировочной заявкой в электронной форме, даны в Письме Минэкономразвития России от 07.09.2011 N Д28-327. В нем говорится, что электронный документ - это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Следовательно, под котировочной заявкой, подаваемой в форме электронного документа, следует понимать документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и который обязательно содержит ЭЦП.

Котировочная заявка должна содержать следующие сведения:

    Наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа

    Идентификационный номер налогоплательщика

    Наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ

    Согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок

    Цену товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи)

Рассмотрение и оценка котировочных заявок производится котировочной комиссией, которая создается заказчиком, уполномоченным органом. Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.

Обратите внимание! Котировочные заявки не рассматриваются и отклоняются котировочной комиссией, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Если в указанные сроки подана лишь одна котировочная заявка, то заказчик может продлить сроки приема котировочных заявок, но только на четыре рабочих дня. Причем информация о продлении срока приема заявок размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня после дня окончания срока подачи котировочных заявок!

В течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок, котировочная комиссия рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки участников размещения заказа.

Победитель запроса котировок

Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и содержит самую низкую цену товаров. При наличии нескольких одинаковых заявок победителем признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.

В случае если Вашу заявку отклонили, и Вы считаете, что данное решение необоснованное, то данное решение можно обжаловать в ФАС.

Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок котировочная комиссия оформляет протоколом, который подписывается всеми членами комиссии и заказчиком. Указанный протокол размещается на официальном сайте сразу же в день его подписания. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, а второй в течение двух рабочих дней с момента его подписания заказчик передает победителю в проведении запроса котировок вместе с проектом контракта.


Кстати! Ежедневно получать самые свежие контакты победителей запросов котировок можно подписавшись на услугу рассылки победителей тендеров у нас на сайте.

Заключение контракта с победителем производится в срок, указанный в извещении о запросе котировок, но не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня его подписания.

И наконец хотелось бы остановиться на расходах участника размещения заказа путем запроса котировок. Из положений Закона N 44-ФЗ следует, что независимо от способа размещения заказа участник размещения заказа участвует в нем бесплатно. Это касается как торгов, так и исключительных вариантов размещения заказов, в том числе путем запроса котировок. О том, что Закон запрещает взимать плату за участие в запросе котировок с участника размещения заказа, прямо сказано в ч. 7 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.

Запрос котировок - вид закупок, при котором основным фактором для победы в тендере является цена, то есть побеждает потенциальный поставщик предложивший выполнить работы, услуги либо поставить товары по самой низкой цене. Информация о запросе котировок размещается на офиц. сайте и доступна неограниченному количеству лиц.

Проведение закупа способом запроса котировок имеет несколько ограничений:

Сумма закупа не должна превышать 500 тысяч рублей.

При размещении запроса котировок на одноименные товары, услуги либо работы, общая сумма не должна составлять более 500 тысяч рублей за 1 квартал.

Если запрос котировок был отменен, либо был расторгнут контракт, в установленном порядке, заказчик имеет право на размещение запроса котировок для закупа продовольствия, топлива, лекарств и т.д. необходимых для жизнеобеспечения граждан, не зависимо от цены контракта. Такая заявка подается не позднее 10 дней со дня получения предписания об отмене запроса котировок, либо расторжения контракта, заключается на срок необходимый для проведения следующего запроса котировок, и объемом, не превышающим необходимый для нормального обеспечения граждан в течение данного срока.

Участие в запросе котировок бесплатное, и взимание платы за это запрещается.

Проведение закупок способом запроса котировок можно разделить на следующие этапы:

1. Подготовка котировочной заявки включает:

Определение предмета закупа

Подготовка формы заявки

Подготовка проекта договора

В закупке способом запроса котировок указываются:

Полное наименование заказчика, контактная информация (фактический адрес, e-mail, телефон)

Источник финансирования данного запроса котировок

Наименование товаров, услуг или работ, их объем, а также качественные и технические характеристики и иные характеристики.

Место поставки товара, проведение работ, оказания услуг

Сроки поставки

Сведения о том включены ли в сумму заявки или нет дополнительные работы, например доставка товара, страхование и т.д.

Должна быть указана дата начала подачи и окончания заявок, а так же место ее подачи

Условия оплаты услуг, работ, поставленных товаров.

Срок подписания контракта

А так же заказчик может указать дополнительные условия, такие как отсутствие потенциального поставщика в реестре недобросовестных поставщиков

Так же запрос котировок обязан содержать форму котировочной заявки.

2. Размещение объявления о проведении закупок способом запроса котировок.

Объявление о закупе способом запроса котировок должно быть размещено на официальном сайте не позже чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок, в случае если сумма закупа не превышает 250000 рублей - за 4 дня. К объявлению о проведении закупок обязательно прилагается проект контракта. Дублировать подобное объявление в печатных изданиях не обязательно.

Объявление о запросе котировок должно быть в свободном доступе в течении всего времени проведения без взимания платы.

Если в объявлении о запросе котировок указываются какие либо товарные знаки иностранных производителей, необходимо указать аналог российского происхождения, либо должно быть прописано «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости или необходимости взаимодействия таких товаров с уже имеющимися у заказчика. Объявление о запросе котировок не может содержать указания на требования к товарам, производителям таких товаров, места производства и т.д., если это может повлечь ограничение количества участников в данном запросе котировок.

3. Размещение заказа участниками котировочных заявок

Участник может подать только одну заявку, изменение которой в последующем не допускается.

Участники размещения заказа могут подавать заявки в письменной или электронной форме, которые регистрируются заказчиком. Заказчик обязан в тот же день после получения заявки, отправить участнику подтверждение получения заявки. Участник размещения заказа вправе запросить расписку от заказчика о получении заявки, с указанием даты ее получения и времени.

Заявка на закупку способом запроса котировок должна содержать:

Полное наименование участника, а так же его фактический адрес (для юр. Лица), ФИО и место проживания (для физ. Лица), а так же полные банковские реквизиты.

ИНН участника размещения

Наименование поставляемого товара, а так же его хар-ки.

Согласие на исполнение всех условий предложенных в контракте.

Цена услуги, работы, товара, с указанием всех включенных (не включенных) расходах (перевозка, страхование и т.д.)

Субъекты малого предпринимательства должны подтвердить соответствия требованиям ст. 4 Федерального закона № 209ФЗ (размер уставного капитала, численность работников за предыдущий год, доходы за прошлый год).

После срока окончания подачи заявок, заявки не принимаются к рассмотрению.

В случае, когда на запрос котировок подана только одна заявка, заказчик продлевает срок подачи на 4 дня, и размещает объявление об этом на оффиц. сайте. При повторном размещении объявления, заказчик обязан направить не менее 3 потенциальным участникам запрос котировок, если после этого имеется лишь одна заявка на запрос котировок, заказчик заключает с ним контракт (если заявка соответствует требованиям котировочной заявки, и не превышает ее по сумме)

В случае если на запрос котировок не была подана ни одна заявка, заказчик имеет право объявить повторный запрос котировок, также заказчик имеет право изменить при этом условия контракта.

4. Котировочная комиссия

Котировочная комиссия рассматривает заявки в течении дня после срока окончания подачи.

Котировочные заявки могут быть отклонены в случае:

Если цена котировочной заявки выше, чем указанная в запросе котировок

Если заявка не соответствует требованиям, описанным в объявлении запроса котировок.

По каким либо другим причинам заявка отклонена быть не может.

Победителем признается участник, указавший наименьшую цену, и соответствующий требованиям, указанным в объявлении запросе котировок. Если таких участников несколько, победителем признается участник, подавший заявку в более раннее время.

После определения победителя, котировочная комиссия составляет протокол рассмотрения и оценки заявок, который содержит:

Полные сведения о заказчике запроса котировок

Основные условия контракта

Сведения всех участников запроса, подавших заявки

Отклоненные заявки с объяснением причин

Самая низкая предложенная цена

Победитель запроса котировок, а также информация о нем

Сведения об участнике, который предложил цену или условия, следующие после победителя.

Протокол подписывается всеми членами котировочной комиссии, а также заказчиком, и размещается на ресурсе в течении того же дня.

5. Заключение контракта с победителем

Заказчик в течении 2 дней передает победителю, протокол и контракт. Контракт может быть подписан не раньше, чем за 7 дней после размещения протокола рассмотрения котировочной комиссией заявок, и не позднее 20 дней.

Запрос котировок — одна из самых простых и популярных у заказчиков процедур. Верхний порог такой закупки — 500 000 рублей, ее можно провести быстро. Единственный критерий для определения победителя — цена. Для поставщиков тоже есть преимущества: заявку легко подготовить, заказчик не обязан требовать финансовое обеспечение заявки и исполнения контракта.

Подача заявок

1. Сроки подготовки заявки

Заказчик размещает закупку и проект контракта не меньше чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок. Этот срок можно сократить до 4 дней, если:

  • Сумма закупки не превышает 250 000 рублей;
  • Закупаются продукты питания, ГСМ, жизненно необходимые лекарства.

Срок подачи заявок в электронном запросе котировок составляет 5 рабочих дней независимо от НМЦ.

Заказчик может изменить извещение, но максимум за два дня до завершения приема заявок.

2. Состав заявки

44-ФЗ не регламентирует образец заявки, но заказчик должен приложить форму, по которой поставщик готовит свое предложение. В документе нужно указать:

  • Сведения об участнике: для юридического лица — название компании, ее местонахождение, банковские реквизиты, ФИО контактного лица; для физического лица — ФИО, место жительства, банковские реквизиты;
  • ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
  • Декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, если предусмотрено такое требование;
  • Информацию о согласии участника исполнить условия контракта, название и характеристики товара, если осуществляется его поставка;
  • Если в закупке прописаны определенные условия, запреты или ограничения, то нужно предоставить оригиналы или заверенные копии документов, которые подтверждают соответствие;
  • Предлагаемую цену контракта. Это самое важное.

Требовать другие документы заказчик не имеет права (ст. 73).

Заявка в электронной форме должна содержать те же документы и информацию, что и бумажная заявка. Исключение в том, что декларации участника предоставляются средствами ЭТП:

  • о принадлежности к СМП и СОНКО,
  • о получении преимуществ как УФСИН и организации инвалидов,
  • о соответствии единым требованиям.

3. Способ отправки

  • На бумаге в запечатанном конверте,«не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта».
  • В электронном виде на ЭТП, подписав заявку квалифицированной электронной подписью.

В случае с бумажной котировкой есть риск не успеть подать заявку вовремя, из-за того что сроки ограничены. Поэтому держите наготове шаблон заявки, которую заказчики уже принимали. Анализируйте цены, с которыми побеждают ваши конкуренты, чтобы понимать, с каким предложением больше шансов победить.

Если заказчик находится в вашем городе, лучше привезти заявку лично. Передать ее комиссии можно прямо на процедуре вскрытия конвертов. Если такой возможности нет, отправляйте заказным письмом или надежной курьерской службой.

В электронной котировке все проще: нужно просто вовремя подать заявку на ЭТП.

Что делать, если заявку отклонили

Котировочная комиссия заказчика может отклонить только те заявки, которые не подходят под условия закупки:

  • Заявка пришла не вовремя,
  • Нет обязательной информации,
  • Поставщик предложил цену, которая превышает НМЦ,
  • Поставщик не относится к СМП, а закупка проводится только среди этой категории предпринимателей,
  • Поставщик отправил две или больше заявки на участие, не отозвав старые заявки.

Заказчик должен проинформировать поставщика о том, что его заявку отклонили. В извещении он указывает конкретную причину и ссылку на статью закона, по которой заявка не соответствует требованиям.

Нельзя отклонить заявку, если в ней нет документов, не предусмотренных ст.73 44-ФЗ. Например, заказчик не имеет права требовать от поставщика:

  • Прописать в спецификации цену за единицу товара,
  • Предоставить в заявке декларацию соответствия (ст. 31 44-ФЗ) и выписку из ЕГРЮЛ (в бумажной котировке ее предоставляет только победитель, а в электронной этот документ предоставляет заказчику торговая площадка),
  • Указать на конверте сведения о лице, подающем заявку,
  • Подать заявку по определенному шаблону (можно использовать любую форму).

Если заказчик не прав, подавайте жалобу в ФАС. Если претензии заказчика обоснованы, подать новую заявку вы уже не сможете. По мнению ФАС и Минэк , отклоненные участники не могут подать новую заявку, если запрос котировок не состоялся из-за того, что все заявки отклонили, а процедуру продлили. Учтите ошибки и готовьтесь к следующим закупкам.

Определение победителя

Поставщик предлагает цену контракта в своей заявке. В отличие от электронного аукциона, уходить в минус и доплачивать заказчику за получение контракта нельзя. Про «переход через ноль» мы писали в этой статье .

В запросе котировок есть смысл участвовать, если доходы от заключения контракта превышают расходы, связанные с его заключением. Если вы установите слишком низкую цену на свои услуги и победите, придется исполнять контракт по этой цене, иначе попадете в РНП. Отозвать и скорректировать свою заявку можно, только если заказчик что-то поменял в извещении.

Если несколько участников предложили одну и ту же самую низкую цену, победителем признается тот, чья котировочная заявка поступила раньше. Это правило рождает дилемму в случае подачи бумажной заявки:

  • С одной стороны, лучше подать свое ценовое предложение как можно раньше,
  • С другой, если заказчик внесет изменения в документацию, придется подавать заявку заново, отозвав старую. Если заказчик находится в другой области, вы теряете деньги, которые потратили на отправку заявки почтой, а новую скорей всего уже не успеете подать.

В объявленный день заказчик вскрывает все конверты одновременно. Все участники запроса котировок вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками (ч. 2 ст. 78 44-ФЗ), делать аудио- и видеозапись.

Доступ к электронным заявкам ЭТП открывает одновременно в указанный в извещении срок. Электронные заявки рассматриваются на следующий рабочий день после окончания срока подачи заявок.

Объявление результатов и заключение контракта

Заказчик размещает в ЕИС протокол об итогах котировки, в котором прописывает информацию обо всех поданных заявках, включая отклоненные, с обоснованием отказа в участии. Отдельно экземпляр протокола высылается победителю.

Исполнитель, выбранный по итогам котировки, предоставляет выписку из ЕГРЮЛ и подписывает контракт. Законом этот срок ограничен: не раньше чем через 7 дней и не позже 20 дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки заявок. В этот же срок нужно предоставить обеспечение контракта, если заказчик выставил такое требование.

Если контракт не подписан в срок, исполнитель признается уклонившимся, а заказчик получает право подать иск для возмещения издержек с победителя. Обязанность заключить контракт в этом случае переходит на участника, занявшего второе место.

Любой участник запроса котировок может обжаловать ее результаты в течение 10 дней после публикации протокола (ч. 3 ст. 105 44-ФЗ). По решению ФАС подписание контракта могут отложить или отменить. Поэтому лучше подписывать контракт по истечении 10 дней.

Если запрос котировок по 44-ФЗ не состоялся

Если подана только одна заявка или среди всех только одна соответствует требованиям, закупку признают несостоявшейся и контракт подписывают с единственным претендентом. Если котировочная комиссия отклоняет все заявки, то срок приема продлевают еще на 4 рабочих дня. Об этом заказчик должен сообщить в ЕИС в течение 1 рабочего дня. Если даже после продления приема заявок нет, заказчик меняет свой план-график и вновь проводит закупку: этим или другим способом.

Определение поставщика может быть отменено, но не позже, чем за два дня до истечения срока подачи заявок. Если закупка отменяется, заказчик в течение суток вносит изменения в план-график: переносит закупку или исключает ее.

Информация, что запрос котировок не состоится, немедленно публикуется в ЕИС и отправляется каждому, кто подал заявку. С этого момента закупка считается отмененной.

Более подробно о правилах проведения запроса котировок можно прочитать в .

Извещение - это документ, которым заказчик фактически приглашает потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) принять участие в процедуре выбора лучшего для заключения контракта с ним.

В извещении о запросе котировок необходимо указать:

  • сведения о заказчике (специализированной организации);
  • краткое изложение условий контракта;
  • срок и условия оплаты поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК) и ее обоснование;
  • форму заявки на участие в запросе котировок и порядок ее подачи;
  • все ограничения, которые устанавливает законодательство , на участие в определении поставщика;
  • преимущества, которые предоставляет заказчик (см. подробнее Как проводить закупки у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций и Как проводить закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов );
  • сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта согласно частям 8-26 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Перечень сведений, которые должно содержать извещение, устанавливает часть 1 статьи 73 Закона № 44-ФЗ. При запросе котировок на энергосервис в извещении дополнительно необходимо указать сведения, приведенные в частях 3 и 5 статьи 108 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! В извещении нельзя устанавливать требования, которые могут ограничить количество участников закупки. Например, в извещении нельзя указывать наименования организаций - производителей товаров, места происхождения, те или иные знаки обслуживания и т. п. Извещение может упоминать товарные знаки только в одном случае - если нужно указать средства труда при выполнении работ или услуг, но не как предмет контракта. Такие правила устанавливает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

См. примерную форму извещения о запросе котировок .

Заказчик может изменить извещение не позднее чем за два дня до момента, когда закончится (ч. 6 ст. 74 Закона № 44-ФЗ). Однако в таком случае участники закупки смогут исправить или отозвать свои заявки. Это они должны будут сделать до окончания срока подачи заявок (ч. 1 ст. 77 Закона № 44-ФЗ).

Может ли ФАС России признать закупку недействительной из-за орфографической ошибки (опечатки) в извещении о проведении запроса котировок?

Нет, орфографическая ошибка (опечатка) в извещении о запросе котировок - не основание для того, чтобы признать закупку недействительной.

Обоснование: Требования к извещению о запросе котировок приведены в части 1 статьи 73 и частях 3 и 5 статьи 108 Закона № 44-ФЗ. Там есть только , которую обязательно нужно указать в извещении, а не требования к ней.

Исходя из буквального толкования Закона № 44-ФЗ орфографическая ошибка (опечатка) - это не нарушение. Значит, оснований признать закупку недействительной нет.

Но такая ошибка или опечатка может привести к административной ответственности заказчика по части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ. Размер штрафа составит 1 процент начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 000 руб. и не более 50 000 руб.

Обоснование: Ошибка или опечатка в извещении (например, в наименовании объекта закупки) затруднит участникам поиск информации в ЕИС. В этом случае ФАС России признает ошибку нарушением законодательства на том основании, что она приводит к ограничению количества участников (ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Такой вывод следует из положений письма ФАС России от 4 сентября 2009 г. № АК/3415-ПР и подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. № ВАС-11085/10, постановления ФАС Московского округа от 15 июня 2010 г. № КА-А40/5663-10, от 3 июня 2010 г. № КА-А40/5388-10).

При этом Арбитражный суд Московской области в решении от 8 декабря 2009 г. № А41-35302/09 отметил, что ФАС России может привлечь организацию к ответственности не всегда. Для этого необходимо доказать, что ошибка или опечатка сделана умышленно с целью ограничения числа участников (т. е. не является технической ошибкой).

Несмотря на то что приведенная арбитражная практика и разъяснения ФАС России относятся к периоду действия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее - Закон № 94-ФЗ), их можно использовать и сейчас. Сделанные в них выводы актуальны и в условиях действующего законодательства.

При разработке документов для проведения запроса котировок ответственный сотрудник допустил технические ошибки (не исправил «товары» на «услуги», «работы» или «поставку товаров» на «оказание услуг, выполнение работ»). Может ли ФАС России из-за этого признать закупку недействительной?

Такой риск есть, но заказчик сможет оспорить решение ФАС России в суде.

Технические ошибки (не орфографические) в документации и извещениях о закупке - не редкость. Бывает, что при разработке документов ответственный сотрудник копирует документацию из предыдущей закупки или создает шаблоны документов, в которые при новой закупке вносит незначительные изменения. И в таких случаях возникают ситуации, когда в какой-то части документации не замечают и не исправляют «товары» на «услуги», «работы» или «поставка товаров» на «оказание услуг, выполнение работ» и прочие технические ошибки. При проверке контролирующие органы могут признать их нарушением, а закупку - недействительной. Но заказчик может оспорить это в суде.

Так, Седьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 10 июля 2014 г. № 07АП-5337/2014 пришел к выводу, что решение УФАС России не обосновано. Спор возник из-за того, что заказчик в форме заявки на участие вместо слов «участник размещения заказа согласен оказать услуги в полном объеме» ошибочно указал «участник размещения заказа согласен поставить товар в полном объеме». Но такая техническая ошибка в приложении к извещению не может ввести в заблуждение и не ограничивает число возможных участников запроса котировок. Ведь предмет закупки в извещении был указан правильно.

Этап 3. Публикация извещения и направление запросов о представлении котировок

Контрактный управляющий (сотрудник контрактной службы) должен разместить в Единой информационной системе (далее - ЕИС):

  • извещение о запросе котировок;
  • информацию о нуждах заказчика;
  • проект контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) (ч. 2 ст. 73 Закона № 44-ФЗ).

А вот закупочную документацию размещать не надо. Закон этого не предусматривает. Значит, и участники запроса котировок не могут направлять запросы о ее разъяснении.

Об этом сказано в части 1 статьи 74 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 7 декабря 2015 г. № ОГ-Д28-15203.

Срок для размещения - не позднее чем за семь рабочих дней до . Извещение можно публиковать и за четыре рабочих дня до истечения указанного срока. Но это возможно, если:

  • сумма закупки не превышает 250 000 руб.;
  • закупают продовольствие, лекарственные средства, топливо, необходимые для оказания скорой медицинской помощи или для нормального жизнеобеспечения граждан.

Извещение должно быть в бесплатном доступе в течение всего срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Такой порядок предусматривают части 1 и 2 статьи 74 Закона № 44-ФЗ.

Если из-за технических сбоев в ЕИС невозможно опубликовать информацию о закупке, это необходимо сделать незамедлительно, как только система снова заработает. При этом о возникших трудностях нужно сообщить в службу техподдержки.

Заказчик (уполномоченный орган) также может опубликовать извещение в любых средствах массовой информации, включая электронные. Закон № 44-ФЗ не содержит запрета на это.

Одновременно с публикацией извещения заказчик (уполномоченный орган) может направить запросы о представлении котировок . В таком случае в рассылку включаются не менее трех лиц, которые могут реализовать требуемый предмет закупки (ч. 3 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Однако есть ситуации, когда без направления запроса заказчику не обойтись. Это касается ситуаций, когда запрос котировок организуют:

  • либо для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства;
  • либо для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме;
  • либо для нормального жизнеобеспечения граждан (ч. 4 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Этап 4. Прием заявок

При приеме заявок нужно учитывать следующее.

1. Срок. Срок подачи заявок (ч. 1 ст. 77 Закона № 44-ФЗ). И даже если этот , участник, чью , подать повторную уже не сможет. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 25 июня 2015 г. № Д28и-1916 (доведено письмом ФАС России от 29 июля 2015 г. № АЦ/38364/15).

Прием заявок прекращается в момент, когда:

  • начинается вскрытие конвертов с заявками участников и
  • происходит открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде (ч. 7 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Заявки, полученные после, не рассматривают и в тот же день возвращают отправителям с уведомлением об этом (ч. 5 ст. 77 Закона № 44-ФЗ).

2. Форма. Участники могут подать заявку на участие в запросе котировок:

  • либо в письменной форме. При этом конверт с заявкой должен быть запечатан;
  • либо в электронной форме через ЕИС. При этом доступ к электронному документу должен быть закрыт до срока вскрытия конвертов, указанного в извещении (ч. 2 ст. 77 Закона № 44-ФЗ), а заявка - содержать усиленную электронную подпись (ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ).

3. Количество. Любой претендент на заключение контракта может подать только одну заявку на участие в запросе котировок.

Но может случиться так, что:

  • один участник подаст две и более заявки. В таком случае их рассматривают и в тот же день возвращают отправителю с уведомлением об этом (ч. 4 ст. 78 Закона № 44-ФЗ);
  • до момента вскрытия конвертов не будет подано ни одной заявки. В таком случае запрос предложений признается несостоявшимся.

4. Подтверждение. Так, заказчик должен:

  • зарегистрировать каждую котировочную заявку в журнале ;
  • по требованию участника выдать расписку , в которой указать дату и время получения заявки;
  • отправить участнику подтверждение (в письменном или электронном виде) о получении заявки в форме электронного документа в день ее поступления.

Такой порядок устанавливает часть 3 статьи 77 Закона № 44-ФЗ.

Этап 5. Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа)

На этом этапе члены комиссии по проведению запроса котировок:

  • вскрывают конверты с заявками и
  • открывают доступ к заявкам, поступившим в электронной форме.

При вскрытии конвертов нужно объявить:

  • информацию о месте, дате, времени вскрытия конвертов;
  • наименование (фамилию, имя, отчество), почтовый адрес каждого участника, конверт которого вскрывается, его предложение цены контракта.

При этом нужно соблюсти следующие требования:

1. Процедуру вскрытия конвертов (открытия доступа к электронным заявкам) нужно проводить в том месте и в то время , которые указаны в извещении.

2. Участникам нужно обеспечить возможность присутствовать лично или через своих представителей при вскрытии конвертов с заявками (или при открытии доступа к электронным заявкам).

3. В ходе процедуры вскрытия конвертов и открытия доступа заказчик обязан обеспечить аудиозапись . Участники также могут вести аудио- и видеозапись вскрытия конвертов.

Об этом сказано в частях 1, 2, 5 статьи 78 Закона № 44-ФЗ.

Этап 6. Рассмотрение и оценка заявок

Все поступившие заявки нужно рассмотреть и оценить в (ч. 1 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

В процессе заседания комиссия рассматривает и обсуждает каждую заявку в отдельности. Результаты рассмотрения заявок необходимо отразить в .

Заявки должны содержать информацию об участнике (наименование организации или Ф. И. О. гражданина, место нахождения, банковские реквизиты и т. д.), а также:

  • предложение о цене контракта;
  • согласие исполнить условия контракта, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок;
  • наименование и характеристики поставляемого товара;
  • документы, которые подтверждают право на получение преимуществ при участии в закупке;
  • ИНН учредителя (при наличии);
  • декларацию о принадлежности участника к СМП или СОНКО , если закупка проводится только среди таких участников;
  • документы (заверенные копии), которые подтверждают, что предлагаемый товар, работа или услуга соответствует условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска - если такие требования установлены.

Такой перечень указан в части 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ. Если же участник претендует на заключение энергосервисного контракта, он должен дополнительно указать сведения, приведенные в части 6 статьи 108 Закона № 44-ФЗ.

А вот указывать то, что участник - не офшорная компания, не нужно. Подтверждением этого будет сам факт подачи заявки на участие (ч. 3.1 ст. 73 Закона № 44-ФЗ). Ведь офшорным компаниям участвовать в закупках запрещено .

Комиссия отклоняет заявку в следующих случаях.

1. Заявка не соответствует требованиям, которые указаны в (в т. ч. единым требованиям или некоторым требованиям технического задания ).

Если в заявке нет данных о том, соответствует ли участник единым требованиям, то комиссия может проверить их любым доступным способом. Например, она может использовать общедоступные базы данных органов власти, реестры и другие официальные источники информации (письма Минэкономразвития России от 12 декабря 2014 г. № Д28и-2703, от 10 декабря 2014 г. № Д28и-2788).

Пример рассмотрения котировочной заявки

Объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности. Участники должны иметь соответствующую лицензию.

Заказчик должен отклонить заявку, если необходимой лицензии нет. Но при этом он не может в извещении установить требование к участникам о представлении копии лицензии, поскольку она в состав заявки не включена (ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ). Нельзя отклонить заявку из-за того, что такой копии нет.

Но заказчик может проверить наличие либо отсутствие лицензии другими способами. Например, он может направить запросы в лицензирующие органы, изучить реестры лицензий на официальных сайтах лицензирующих органов.

Совет: Если в итоге после проверки заявку отклонили из-за несоответствия конкретным критериям, то это целесообразно обосновать - на тот случай, если участник обратится с жалобой в ФАС России. То есть нужно быть готовым объяснить, почему принципиально наличие именно таких свойств товара.

2. Предложенная цена товаров (работ, услуг) превышает максимальную цену, которая указана в извещении о проведении запроса котировок.

3. Участник не представил:

  • документы на получение преимуществ при проведении закупки,
  • информацию о цене товара (работы, услуги) и
  • согласие исполнить условия контракта.

Отклонять котировочные заявки по другим основаниям нельзя.

Нужно ли отклонить заявку на участие в запросе котировок, если участник допустил арифметическую ошибку в итоговой сумме? Цены, предложенные по позициям товаров (работ, услуг), ниже, чем у других участников.

Нет, не нужно.

Закон № 44-ФЗ содержит . Отклонять котировочные заявки по другим основаниям нельзя (ч. 7 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

В рассматриваемой ситуации цена, которую предложил участник в котировочной заявке, не превышает цену в запросе котировок. Поэтому если она соответствует всем другим требованиям, которые содержит извещение о проведении запроса котировок, то оснований для ее отклонения нет.

Внимание! Если заказчик необоснованно отклонит заявку, которая содержит лучшее предложение, то результат закупки признают недействительным.

Также отклоненный участник сможет обратиться в суд за получением упущенной выгоды.

Так, Арбитражный суд Липецкой области удовлетворил подобный иск участника и взыскал с заказчика сумму неполученной участником прибыли (решение от 27 мая 2015 г. по делу № А36-6879/2014).

Такой порядок приведен в части 7 статьи 78 Закона № 44-ФЗ и разъяснен в пункте 5 письма Минэкономразвития России от 19 августа 2014 г. № Д28и-1616.

Победителем признается участник закупки, чья заявка:

  • отвечает всем требованиям, которые установлены в извещении о проведении запроса котировок;
  • содержит наиболее низкую цену товаров (работ, услуг).

Особые правила установлены для следующих случаев.

Ситуация 1. Несколько участников предложили одну и ту же (самую низкую) цену. В таком случае победителем признают того, чья котировочная заявка поступила раньше (ч. 6 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация 2. Подана только одна заявка, которая соответствует всем требованиям. В таком случае запрос котировок признается несостоявшимся, и заказчик заключает контракт с участником, который подал эту заявку, как с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 79, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация 3. Котировочная комиссия признала только одну заявку соответствующей всем требованиям. В таком случае также запрос котировок признается несостоявшимся, и заказчик заключает контракт с участником, который подал эту заявку, как с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 79, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация 4. Котировочная комиссия отклонила все заявки. В этом случае необходимо продлить на четыре рабочих дня. Для этого нужно:

  • в течение одного рабочего дня после первоначального срока подачи разместить в ЕИС извещение о продлении срока;
  • направить запрос о подаче заявок на участие трем (или более) участникам, которые могут выполнить контракт.

Если после этого ни один участник не подаст заявку, закупку нужно провести снова. Но если есть одна заявка, которая соответствует всем требованиям, то нужно заключить контракт с ее автором.

Об этом сказано в частях 2, 3, 4 статьи 79 Закона № 44-ФЗ.

Протокол

В протоколе необходимо указать сведения:

  • о заказчике;
  • о существенных условиях контракта;
  • обо всех участниках, которые подали заявки на участие в запросе котировок;
  • о наиболее низкой предложенной цене товаров (работ, услуг);
  • об участнике, который предложил такую же цену, как и победитель, или об участнике, который предложил лучшие после победителя условия.

Такой перечень приводит часть 8 статьи 78 Закона № 44-ФЗ.

Протокол составляют в двух экземплярах и подписывают все члены комиссии. Один экземпляр остается у заказчика, второй - в течение двух дней необходимо передать победителю (ч. 8 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

Этап 7. Публикация протокола рассмотрения и оценки заявок. Разъяснение результатов

Подписанный необходимо разместить в ЕИС. Сделать это нужно в день подписания.

После этого участники могут обратиться с запросом о разъяснении результатов запроса котировок. Ответ на указанный запрос нужно дать в течение двух рабочих дней со дня его поступления. Такое правило содержит часть 10 статьи 78 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! Если заказчик составит протокол с нарушением установленных требований или не разместит его вовремя в ЕИС, то есть риск административной ответственности.

Так, часть 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя). На контрактного управляющего (сотрудников контрактной службы) могут наложить штраф в размере 10 000 руб.

Об этом заказчикам напоминает и Минэкономразвития России в своем письме от 18 февраля 2015 г. № ОГ-Д28-2117.

Этап 8. Заключение контракта

По итогам запроса котировок заказчик заключает с победителем контракт. Это нужно сделать не ранее чем через семь и не позднее чем через 20 дней с даты подписания (ч. 13 ст. 78 Закона № 44-ФЗ). Течение срока определяется в календарных днях.

Обоснование: Закон № 44-ФЗ в части 13 статьи 78 не уточняет, в каких днях (рабочих или календарных) нужно исчислять установленный срок. Однако об этом свидетельствует следующее.

1. В ряде случаев Закон № 44-ФЗ четко указывает, что для определения срока нужно учитывать рабочие дни (ч. 6 ст. 44, ч. 3 ст. 45, ч. 4 ст. 49, ч. 21 ст. 68 Закона № 44-ФЗ). То есть если срок не установлен в рабочих днях специально, то его нужно исчислять в календарных днях. Поэтому при определении даты, не ранее которой заказчик должен заключить контракт, нужно учитывать выходные дни.

2. В общих положениях Гражданского кодекса РФ о порядке определения срока указано: «Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало» (ст. 191 ГК РФ). Если последний день срока приходится на нерабочий (выходной) день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

В ситуации, когда Закон № 44-ФЗ не указывает порядок определения срока, надо применять положения Гражданского кодекса РФ (ст. 2 Закона № 44-ФЗ). То есть при определении даты, не ранее которой заказчик должен заключить контракт, нужно учитывать выходные дни. Этот вывод подтверждает арбитражная практика - см., например, постановления ФАС Московского округа от 31 августа 2010 г. № КГ-А40/9259-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 6 декабря 2007 г. № Ф04-8394/2007(40728-А45-31). Несмотря на то что приведенные постановления относятся к периоду действия Закона № 94-ФЗ, эту практику можно использовать и сейчас. Сделанные в ней выводы не противоречат действующему законодательству.

Победитель вместе с подписанным контрактом должен передать заказчику:

  • заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации (для иностранных организаций).

Если победитель не представит эти документы в срок, указанный в извещении, то его необходимо признать уклонившимся от заключения контракта.

В таком случае заказчик заключает контракт с участником, который предложил:

  • либо такую же цену, как и победитель;
  • либо лучшую цену после победителя (если она не превышает НМЦК и такую цену, как победитель, больше никто не предложил).

Если такой участник откажется от заключения контракта, то его также признают уклонившимся от заключения контракта.

Об этом сказано в частях 11, 12 статьи 78 Закона № 44-ФЗ.

Тем, кто только начинает участвовать в государственных закупках, часто не хватает сведений о возможностях и способах участия. Эта статья поможет и новичкам и более продвинутым участникам госзакупок. А поговорим мы о самом простом и потому очень популярном способе – запрос котировок на поставку .

Самая известная и быстрая разновидность тендера, определяющаяся статьями 42-47 главы 4 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г., — это запрос котировок. Если давать определение, то это размещение государственного или муниципального заказа на товары (работы, услуги), для которых существует сложившийся рынок, без торгов, путем запроса котировок цен. А проще говоря, выигрывает заказ тот, кто предложит минимальную цену. Заявка участника должна соответствовать всем требованиям закупки.

Любое юридическое или физическое лицо, включая индивидуальных предпринимателей, может стать участником закупки, проводимой путем запроса котировок. Цена контракта по такой закупке не должна превышать сумму пятьсот тысяч рублей (кроме случаев, предусмотренных в законе 94-ФЗ) в течение квартала. Поставщик может подать только одну заявку и не имеет права её менять.

Госзаказчиком на официальном портале zakupki.gov.ru публикуется бесплатная информация о проведении запроса котировок. Одновременно с публикацией заявки на сайте, заказчик имеет право запросить котировочную цену у поставщиков, но не менее чем у трех компаний, подходящих под критерии закупки.

Документальное оформление запроса котировок.

Обычно, начиная процедуру размещения заказа в форме запроса котировок на поставку , на официальном портале уполномоченный орган публикует извещение, форму котировочной заявки и проект контракта. Иногда эти документы дополняются общей частью и инструкцией по заполнению заявки.

Каждое извещение о запросе котировок в обязательном порядке включает следующую информацию (для простоты будем говорить о товаре, хотя это относится и к работам или услугам, требующимся заказчику):

1. Название заказчика и его контактные данные;

2. Форма котировочной заявки;

3. Кто будет финансировать заказ (бюджетные или внебюджетные средства);

4. Подробные сведения о требуемом товаре – наименование, количество, технические характеристики, требования к качеству и потребительским свойствам товара, гарантийные обязательства поставщика, любые другие требования к товару, позволяющие конкретизировать заказ;

5. Сведения о расходах, которые включены (или не включены) в цену товара. Например, на доставку, страховку, таможенные пошлины и сборы, налоги и прочие обязательные платежи;

6. Срок поставки;

7. Место доставки;

8. Обоснованная максимальная цена по контракту;

9. Место и срок (дата и срок окончания) подачи котировочных заявок;

10. Сроки и условия оплаты поставки;

11. Срок подписания договора с победителем тендера, исчисленный со дня оценки заявок и подписания протокола рассмотрения;

12. Сведения об отсутствии участника запроса котировок в реестре недобросовестных поставщиков.

Заполняя котировочную заявку участник должен руководствоваться инструкцией по заполнению, если она прилагается. Согласно статье 44 Закона № 94-ФЗ от поставщика требуются следующие сведения:

1. Название (для физлица — ФИО), адрес места нахождения и банковские реквизиты;

3. Если запрос котировок цен проводится на товары – наименование и подробные характеристики предлагаемых товаров;

4. Согласие на исполнение условий договора;

5. Предлагаемая цена. Обязательно указать какие расходы были включены или не включены в цену (такие обязательные платежи, как страхование, налоги и сборы, таможенные пошлины, расходы на перевозку и другие).

Для рассмотрения заявок создается котировочная комиссия, которая может не принять заявку. Правда произойти это может лишь в двух случаях:

Котировочная заявка не соответствует требованиям извещения;

Цена, указанная в заявке, больше максимальной цены по закупке.

Все другие причины отклонения котировочных заявок недопустимы и могут быть обжалованы в суде.

Поэтапный процесс участия в запросе котировок показан в таблице.

Несмотря на кажущуюся быстроту и простоту проведения тендера в форме запроса котировок, такая форма имеет ряд недостатков:

  • - так как отсутствуют требования запечатывать заявку в конверт, цены, предложенные участниками, известны организаторам еще до окончания приема заявок. Это дает возможность заинтересованным лицам повлиять на результаты закупки.
  • - заказчик хоть и экономит средства, но зачастую эта экономия очень незначительна.
  • В то же время, положительные аспекты такой формы закупок очень и очень привлекательны:
  • - для подачи заявки не требуется собирать и прилагать большой объем документов. Лицензии, допуски и другая сопутствующая документация не нужна, как и запечатывание заявки в конверт.
  • - проведение запроса котировок в идеале может проводиться за один день. Хотя на практике на прием заявок от участников уходит от 4 до 7 рабочих дней, решение о том, кто победил, выносится уже на следующий день. Это очень быстро по сравнению с другими формами тендеров.
  • - выбор победителя проводится по одному критерию – по предложенной цене. Поэтому все остальные подготовительные работы, такие как разработка конкурсной документации, расписывание показателей, существенных для оценки заявки и другие.

Надеемся, наша статья помогла вам составить представление о том, что же такое запрос котировок и желаем удачи в проведении госзакупок.

Похожие публикации