Ведьмак 2 убийцы королей обзор игромания. Мир, какой он есть

Платформа: PC

Жанр: Ролевые игры

Издатель: CD Projekt

Разработчик: CD Project RED

Локализация: Русская версия

Игроков: 1

Возраст: 18+

Убийца короля

Ведьмак вернулся. Вернулся как президент, уступивший на четыре года свое место (его занял Dragon Age) лишь из-за юридических формальностей, и, выдержав положенный срок, изучив и усвоив все сильные и слабые места нынешнего правителя, он предстал перед ликующими избирателями полный сил и решимости, готовый вернуть себе былую власть не только на словах, но и на деле.

Ведьмак: Цензура и кровь

Одна из самых ожидаемых игр 2011 года, на которую возлагались значительные надежды всеми поклонниками коренных RPG и в успехе которой не сомневался никто из истинных поклонников, оправдала себя сполна. Во времена, когда большинство видео-развлечений делается с намерением ухватить игрока за шкирку, и ни при каких условиях не отпускать его от себя, используя для этого самые разнообразные средства: от огромных sandbox-миров до наркотических сетевых режимов - в такие времена Ведьмак становится глотком свежего воздуха, пьянящего не меньше прочих игр, пытающихся сделать это намеренно. Детище романов Анджея Сапковского притягивает не своим пафосным следованием последним трендам моды, которые навязывают игроку независимо от его потребностей - напротив, в этом мире можно по-настоящему почувствовать себя свободным от любых влияний мировой игровой индустрии. Тут все сделано для себя - брутально, серьезно и без цензуры - чего только стоит сцена, представленная игрокам еще в трейлере, где на фоне отрубленной королевской головы здоровенный верзила с изрезанным шрамами лицом предлагает эльфу (кстати, с таким же изрезанным лицом) в будущем предоставить и другие головы. Жуть.

The Witcher 2: Закваска

И снова, стараясь с первых минут дать понять игроку, что все по-взрослому, завязка истории в ее хронологическом порядке (пришлось уточнить, т.к. действие пролога происходит во флешбеках, которые к тому же, мы можем выбирать в любом порядке) начинается с постельной сцены, в которой невидимый режиссер и оператор совершенно без стыда демонстрируют нам все прелести обнаженной Трисс Меригольд, а в следующий момент мы в роли недовольного Геральта, лишенного утренних утех с чародейкой, уже стоим перед королем Фольтестом, чтобы пойти на передовую против бунтарей. Кстати, стоит заметить, что во второй части подобное жонглирование совершенно противоположными по наполнению ситуациями весьма распространенный способ встряхнуть игрока. Пролог так и вообще один большой номер с жонглированием: политика, бои на мечах, стрельба из катапульт, бегство от дракона, переговоры с бунтовщиками, встреча с детьми Фольтеста и красочно-трагичное вступление в историю - убийство короля, предположительно, ведьмаком, переодетым слепым монахом, прямо на глазах у Геральта - такому разнообразию и насыщенности позавидует сам Кэмерон.

Мир, какой он есть

С другой стороны, следуя заветам первоисточника, игра очаровывает своей атмосферой. Графический стиль, все происходящее вокруг - вы будто оказались по ту сторону книжного разворота романа, где жизнь глухих деревень, текущая тихо и размеренно, противопоставляется городской суете, постоянным интригам и грызне, а мир живет по своим, далеко не идеальным законам. Все это пронизано черным и простолюдинским (в контексте игры) юмором и саркастически-надменным отношением нашего ведьмака из Ривии ко всему происходящему. Атмосфера, которая будет манить геймеров, еще незнакомых с этим миром, и в которую окунуться с головой люди, пришедшие в него четыре года назад. А если вы знакомы с доигровой историей Геральта, то берегитесь - впереди вас поджидает мощный приступ ностальгии, нарастающей по мере развития сюжета и начинающейся с отчета о резне нелюдей в Ривии, в которой погиб ведьмак Геральт и чародейка Йеннефер. А девушка с пепельными волосами забрала их тела.

Геральт в лесу

Наперекор попыткам современных разработчиков взять игрока за руку и провести по всей дороге рассказываемой истории под своим чутким руководством, CD Projekt RED бросают нас в начале маленькой тропинки в непроглядном лесу, мало заботясь о том, каким путем мы будет оттуда выбираться. Однако не подумайте, что от этого страдает качество и подача истории: если в линейной игре разработчикам достаточно расставить все достопримечательности вдоль одной единственной дороги, а самим выступать в роли гида, тщательно разъясняя каждый элемент, то в случае с ведьмаком достопримечательности разбросаны по всему лесу, причем даже вдоль самых незаметных тропинок, а в качестве экскурсовода выступаем мы сами: что-то интересует? - возьми книжку и почитай. Причем буквально. В лучших традициях первой части (традиции которой, опять же, ведут свои корни от книг) мы узнает массу информации из книг и дневника (который, кстати, теперь ведет для нас сам маэстро Лютик). Трудно удержаться, чтобы не назвать такой подход хардкорным. Ведь чтение всех этих манускриптов, трактатов и прочей писанины далеко не то, к чему привыкли простые игроки. CD Project RED, видимо как раз на этот случай, предусматривают возможность пройти игру только по ключевым сюжетным точкам, не углубляясь в атмосферу мира (для этого в некоторых диалогах даже помечается важный сюжетный вариант ответа, давая понять, что другие выслушивать и не обязательно), но разве есть смысл проскакать голопом игру, весь смысл которой лежит в тех самых нюансах, трактатах и манускриптах?

"Попробуй убей меня! Только вот за дом спрячусь..."

Упомянув о книгах, мы подошли к еще одному значительному моменту игры: боевая система и все, что с ней связано. Сперва надо сказать, что ее переработали полностью, оставив без изменения лишь наличие знаков и двух мечей: для людей и монстров (что весьма интересует деревенских мальчишек, строящих свои догадки по этому поводу: "Зачем ему два меча? Он что их часто теряет?"). Но теперь в бою нам не нужно ритмично отбивать одну клавишу, чтобы получить изящный и смертельный пируэт, периодически разбавляя это выстрелами знаков и, при необходимости, сменой боевого режима. Теперь у нас в распоряжении быстрый слабый и медленный сильный удары, а также блок и перекаты для обороны - с такой системой бои стали не просто агрессивными - они превратились в сущий кошмар. Тем более, что новая система отошла от боевки ведьмаков из книги: там их козырем, неоднократно упоминаемым Сапковским, была та самая ритмичность, которую воплотили в первой части и упразднили во второй. Теперь, чтобы победить горстку никчемных долговязых накеров, вам придется залиться эликсирами (причем тщательно подобранной их комбинацией), которые однако, обеспечат лишь 5-10% дополнительной вероятности на победу, а все остальное придется делать самому: махать мечом, вовремя уклоняться (а когда с 3х сторон одновременно монстры машут лапами - это не так то просто) - и даже при полной концентрации, использовании всех знаков, бомб и масел для меча, велика вероятность вашего проигрыша. И, в принципе, с этим можно смириться, если бы не один маленький нюанс: наш герой - ведьмак. Он должен убивать монстров, а не защищаться от них. А люди вообще не должны становиться помехой. Сейчас же, после нескольких близких знакомств в чудищами (да и с негативно настроенными людьми) невольно начинаешь избегать их в будущем, боясь схлопотать по первое число - ну разве это ведьмак? И кстати, к слову о "врожденных" ведьмачьих инстинктах: если упрощенный ритмичный бой изжил себя, то умение варить эликсиры наоборот стало подсознательным - теперь вам достаточно выбрать рецепт, и ингредиенты сами лягут в нужную ячейку, оставив вам лишь необходимость нажать кнопку "Сварить". С другой стороны, вместо того, чтобы думать над тем, как сварить эликсир, вам приходится думать какой именно эликсир потребуется в конкретном случае. А информацию о "конкретном случае" придется получить из книг, чтобы не сплошать на поле боя. Такая вот противоречивая получилась боевая система.

Самое главное

Оставив наполнение игры без изменения (с чем, кстати, не прогадали), разработчики, на свой страх и риск, изменили инструменты, с помощью которых нам предстоит ковыряться в этом наполнении. Наверняка появятся геймеры, недовольные теми или иными аспектами нововведений, но расставьте приоритеты: Ведьмак - та игра, в которой абсолютно все (и даже, как это и ни удивительно, сюжет) лишь средство, позволяющее окунуться в неповторимую атмосферу гиперболично-реалистичного мира, рожденного фантазией Анджея Сапковского. И Ведьмак 2 не только бережно сохранил атмосферу из первой части (которая, в свою очередь, стала отражением книг) - он многократно ее преумножил. И это самое главное.

2011 год стал одним из самых насыщенных за всю историю игровой индустрии. О недостатке прорывных и инновационных проектов задумываться было некогда, ведь он был с лихвой компенсирован количеством великолепных и запоминающихся игр. Но существовало одно обстоятельство, выделявшее именно этот год среди других. 2011 год останется в истории, как год высококлассных ролевых игр.

Ведьмак 2 , Dragon Age 2 , The Elder Scrolls 5: Skyrim - это настоящая элита ролевых игр. Лишь одного их названия достаточно, для того чтобы перехватить дыхание у любого ценителя жанра RPG. Игроки, предвкушая это пиршество, гадали о том, какой из этих игр суждено стать лучшей среди ролевых игр в этом году. И одним из главных претендентов на это звание был Ведьмак 2: Убийцы Королей.

Ведьмак 2 - продолжение культовой RPG - Ведьмак, созданной студией CD Project Red в сотрудничестве с польским писателем-фантастом Анджеем Сапковским.Его цикл повестей и книг о ведьмаке Геральте, ставший очень популярным в Польше и странах СНГ, лёг в основу игры. Во многом благодаря этому, оригинальный Ведьмак получился таким самобытным и культовым.

Мрачный и жестокий мир, интересный и захватывающий сюжет, предельная нелинейность, колоритные персонажи, а также отточенная ролевая система способствовали феноменальному успеху первой части. В этой ситуации самым логичным решением казалось доведение до ума идей оригинала, однако уже с первых демонстраций игры стало понятно, что поляки были не согласны с таким развитием событий. Они решили сделать совершенно другую игру: кинематографичную, эпичную и динамичную.

Несмотря на явное стремление CD Project Red сделать свой Mass Effect, необходимо сразу пояснить, что канонические постулаты серии остались нетронутыми. Мы, как и в первой части, с самого начала вынуждены приспосабливаться к очень жестокому окружающему миру, к его нравам и правилам, а также учиться выживать во всем этом хаосе. Анджей Сапковский, принимавший активное участие в создании оригинального Ведьмака, на этот раз в разработке не участвовал. Однако, как ни удивительно, игра стала ещё ближе по духу и атмосфере к его книгам, что, несомненно, пошло ей на пользу.
Геральт изменился со времён первой части. Но не он один, так как переменились и наши старые знакомые
Итак, мы снова играем за ведьмака Геральта. Стоит напомнить, что ведьмаки - это искусственно мутировавшие люди, предназначенные для борьбы с монстрами. В мире игры их недолюбливают, как, в общем-то, и всех нелюдей, и это накладывает особый отпечаток на личность и характер ведьмаков. Однако вернемся к Геральту, его до сих пор мучают сны о Дикой охоте и именно с очередного кошмара, как и в своё время, первая часть, начинается игра.

Геральт изменился со времен оригинальной игры. Он переменился как внешне, так и внутренне. Геральт, наконец, окончательно перестал быть стереотипным героем, а к его уже известным привычкам добавились новые.Наши старые знакомые тоже сильно изменились со времен оригинала, некоторые лишь снаружи, но у большинства изменился и характер.Со всем этим, надеяться на прямое продолжение предыдущих похождений Геральта не стоило. Связано это с тем, что разработчики, кардинально изменив игру, надеялись приобрести новых фанатов, при этом, не потеряв старых, поэтому новая история, конечно, связана с предыдущей, но очень аккуратно и ненавящего, так что новые игроки этого скорей всего не заметят.

Повествование начинается через некоторое время после событий первой части. За этот промежуток Геральт успел стать личным телохранителем короля Фольтеста, а наша старая знакомая Трисс Меригольд - личной советницей монарха. Сейчас у короля возникли проблемы, связанные с его незаконнорожденными наследниками, и именно с ними связано начало игры. Всё, как и полагается, оборачивается самым неожиданным образом, и, в итоге, Фольтеста убивают, а Геральт оказывается на допросе, как единственный подозреваемый в убийстве. Вот так встречает нас жестокий мир Ведьмака 2.

Оказавшись в таком сложном положении, Геральт пытается вернуть себе честное имя, а для этого ему придется найти убийцу короля. На реабилитации ведьмака всё не заканчивается, так как в ходе игры добавляется ещё одна сюжетная линия, связанная уже с восстановлением памяти Геральта, которая оказывается ещё увлекательней, нежели расследование убийства короля Фольтеста. В ней огорчает лишь то, что нагнетаемая в течение всей игры, она не находит логического завершения. Это расстраивает, но положительные эмоции, полученные во время игры, заставляют простить этот недочёт. Об основной сюжетной линии можно было бы попробовать рассказать и больше, но это совершенно бессмысленно, так как игра предельно нелинейна.
Люди живут своей жизнью и даже пытаются имитировать деятельность, но получается у них не очень хорошо
Кстати о нелинейности, особенность оригинальной игры, выгодно выделявшая её из ряда других игр, в новой части реализована на ещё более высоком уровне. Достаточно сказать, что в игре 16 концовок. Но это ещё не самое яркое её проявление, апофеозом реализации идеи нелинейности является вторая из трёх глав игры. Дело в том, что в зависимости от нашего выбора в одной из многочисленных сюжетных развилок, мы можем оказаться в двух совершенно разных местах, в которых нам предстоит общаться с совершенно разными персонажами и решать совершенно разные задачи. По сути, две совершенно разные главы скрываются под личиной одной единственной. Вместе с этим приходит чёткое осознание того, что каждое наше слово и действие влияет на окружающий мир и меняет его. Стоит ли говорить, что желание перепройти игру, как раз из-за таких ситуаций лишь усиливается.

Великолепно в игре реализована подача сюжета. Несмотря на то, что основная информация подаётся через ролики, эти самые ролики заставляют замолчать даже самых ревностных их противников. Всё дело в мастерской операторской работе, хорошем монтаже, неплохой актёрской игре и в убедительности происходящих событий. Стоить заметить, что ролики не выглядят чужеродной составляющей Ведьмака 2. Наоборот, они способствуют погружению в мир и сюжет игры и вместе с вышеупомянутой нелинейностью, а также кабацким юмором и эротикой, создают полную иллюзию достоверности происходящих на экране событий. Курс на кинематографичность, взятый разработчиками в ходе создания игры, полностью оправдал себя.

Однако не всё в сюжете безоблачно. Иногда по ходу повествования в нём появляются провисающие моменты. Не всегда понятна мотивация героев, логика их действий и некоторые аспекты их поведения. В такие моменты достоверность происходящего рушится. Зная разработчиков, остаётся лишь предположить, что в изначальном сценарии всё было отлично, но в дальнейшем они просто не нашли способ сообщить обо всех аспектах и мелочах, составляющих общую картину. Но, несмотря на такие неприятные моменты, сюжет быстро возвращается в нужное русло и вовлекает нас в свой сумасшедший круговорот событий.

Изменения на сюжетной составляющей игры не закончились. Разработчики сделали ставку не только на сюжет, мир и постановку, но и на, собственно, геймплей. Изменения коснулись всех игровых составляющих, но я сконцентрируюсь лишь на основных.

Итак, Ведьмак 2 - это RPG, поэтому в первую очередь стоит рассказать об изменениях в ролевой системе. На смену системе из первой части, с прокачиваемыми при помощи бронзовых, серебряных и золотых талантов, базовыми характеристиками и способностями, пришла более традиционная и привычная, которая знакома нам по множеству других ролевых игр. Существует четыре ветки развития талантов персонажа (тренировка, фехтование, алхимия, магия), в каждой из которых можно совершенствовать свои навыки. Данная система гораздо наглядней аналогичной составляющей из первой части. Она позволяет продумать развитие своего персонажа, а также определиться с его будущей специализацией уже в самом начале игры, избегая метаний в дальнейшем. Сделать универсального героя в таких условиях почти невозможно, поэтому при достижении нового уровня перед нами часто встаёт вопрос: «Что же выбрать на это раз?». Кстати, по достижении определенного уровня у персонажа открываются уникальные способности. Кроме этого в игре появились навыки, которые улучшаются не за счет очков умений, а по мере их использования Обобщая всё вышесказанное, стоит признать, что, несмотря на потерю в уникальности, новая ролевая система получилась глубокой, хардкорной и продуманной.
Боевая система сильно изменилась и теперь напоминает слэшер, что пошло игре на пользу
Теперь пришло время поговорить о самой слабой составляющей оригинально игры - о боевой системе. Наверно все помнят довольно скучную боёвку из первой части. Она была глубокой, но совершенно не зрелищной. Боевая система включала в себя три стиля боя: силовой, групповой и быстрый; две разновидности мечей: стальной и серебряный, а также специальные эликсиры, которые необходимо было верно готовить и использовать, и магические знаки. В зависимости от типа и количества противников необходимо было комбинировать различные боевые тактики и виды мечей. Но, исключая эти аспекты, приходилось признавать, что боевая система была однообразной, и все поединки сводились к монотонному закликиванию противника. В результате, обладая великолепными исходными данными, она не реализовала и половины потенциала, заложенного в неё изначально. Стараясь придать боям осмысленности, разработчики сделали поединки самой скучной, однообразной частью игры.

Но теперь всё изменилось. Боевая система в Ведьмаке 2 больше похожа на хороший, компетентный слэшер, нежели на саму себя из традиционной ролевой игры. Два вида ударов, блок, перекаты — это не совсем убедительно звучит, но на удивление бодро играется. Тем более что вспоминать о каких-либо недостатках во время поединков проблематично, так как бои получились очень напряжёнными, динамичными, а также сложными. Связано это силой, ловкостью и быстротой противников, а также с их тактической подкованностью. Во время поединков приходится молниеносно реагировать на каждое их действие и придумывать свои адекватные ответные ходы. Разные виды врагов требуют совершенно разного подхода к себе, также необходимо знать их сильные и слабые стороны, для того чтобы выбрать наиболее приемлемую тактику и манеру ведения боя. Нельзя забывать и об эликсирах и магических знаках (почти все знаки доступны изначально, за исключением лишь одного). Теперь они ещё более тесно связаны с, непосредственно, боевой системой и вносят ещё большее тактическое разнообразие в поединки.

В общем, стоит признать, что все эксперименты, связанные с изменением геймплейной составляющей, удались. Аспекты, которые расстраивали и раздражали в оригинальной игре, во второй части были исправлены и доработаны. Благодаря этим изменениям, Ведьмаку 2 удалось выйти на совершенно другой уровень качества, нежели первой части. Теперь играть в творение CD Project Red зачастую интереснее, чем в игры канадских разработчиков из Bioware.

А теперь, пора поговорить о графической составляющей игры. Выглядит Ведьмак 2 великолепно, а для своего жанра вообще идеально. Но это заслуга не только нового графического движка, но и художников. Дело в том, что игровые локации проработаны до мелочей. При том, что все они, откровенно говоря, далеко немаленькие, уровень детализации просто поражает. Но за все эти красоты пришлось заплатить отвратительной оптимизацией. Несрабатывание скриптов, жуткие лаги и тормоза, периодические вылеты - это лишь некоторые проблемы. Здесь, возможно, сказалась неопытность CD Project Red в написании собственного графического движка. Но, оправдывая разработчиков, необходимо сказать, что они всеми силами стараются устранить возникающие проблемы и улучшить производительность игры.
Ведьмак 2, несомненно, является самой красивой ролевой игрой на данный момент
Звуковая составляющая в игре удалась без всяких оговорок. Смена актёров, озвучивающих персонажей, пошла игре на пользу, так как они выложились по полной программе. Окружающий мир звучит правдоподобно и естественно, а саундтрек, написанный польскими композиторами Adam Skorupa и Krzysztof Wierzynkiewicz, помогает проникнуться атмосферой и полностью погрузиться в мир игры.

Ведьмак 2: Убийцы Королей - это лучшая восточноевропейская RPG современности, а присутствующие шероховатости нисколько не умаляют её достоинств. Стать лучшей в мире ей пока не под силу, но уже сейчас присутствует уверенность, что CD Project Red ещё добьются своего.

Увы, как и любой мало-мальски масштабный проект, «Ведьмак 2» не обошелся без серьезных ошибок, которые не были «выловлены» на этапе бета-тестирования. На момент написания этого материала большинство недочетов уже было исправлено - игра ни разу не «вылетела» на рабочий стол и на протяжении всего прохождения уверенно держала приемлемое количество кадров в секунду. Однако не только лаги и критические ошибки закрались в финальную версию - до сих наблюдаются проблемы со срабатыванием некоторых скриптов, из-за которых ключевые персонажи, например, не бегут туда, куда им положено.

Какие-то непонятные баги случаются иногда и с остальными элементами - бомбами, картой и инвентарем. Кнопка, которой бросаются бомбы и ножи, частенько работает некорректно, из-за чего Геральт перестает перемещаться по полю боя и «ловит» все удары противников. «Лечится» такая беда пока единственным известным способом - загрузкой последнего «сэйва». Разработчики трудятся над исправлением этих недочетов и довольно оперативно выпускают обновления - буквально несколько дней назад появилась еще одна «заплатка», которая, вполне возможно, исправляет указанные ошибки. Как бы там ни было, очень надеемся, что все существующие проблемы будут решены в как можно кратчайшие сроки и не случится история, в свое время произошедшая с оригиналом (когда все баги исчезли лишь с появлением специального издания The Witcher: Enhanced Edition).

Но даже теперь, когда с момента появления в продаже второй части «Ведьмака» не прошло и месяца, впору задуматься о том, кто же станет победителем в номинации «Лучшая игра года». Противостояние «Ведьмак 2» с Dragon Age 2 неизбежно, однако выбор многих из нас наверняка падет на блокбастер наших географических соседей. И речь тут вовсе не о каких-то «родственных» симпатиях или чувстве локтя - новые приключения Геральта действительно получились увлекательными и грамотно срежиссированными. Поляки при этом не скрывают, что еще далеко не все рассказано - на подходе загружаемые дополнения для сиквела, а там, глядишь, и третьего «Ведьмака» дождемся. Главное - набраться терпения.

Если задуматься, в чем уникальность «Ведьмак 2» на фоне других известных RPG последнего времени, то можно прийти к выводу, что эта игра представляет собой зрелищную кинодраму, события которой полностью зависят от выбора и предпочтений игроков. Подумайте - ведь ни Fallout: New Vegas, ни Dragon Age 2, какими масштабными бы они не были, не давали такого чувства вседозволенности, которое есть во втором «Ведьмаке». Что еще интереснее - решая, чью сторону принять в детище CD Projekt RED, невольно ловишь себя на мысли, что пытаешься заранее просчитать возможные варианты развития дальнейших событий. Однако получается это далеко не всегда - за что, собственно, и следует любить эту игру.


Некоторые игры бывают настолько хороши, что их шлифовкой можно заниматься практически до бесконечности, дабы сделать, из и без того отличной игры, конфетку. В этом смысле Ведьмак 2: Убийцы королей занимает уникальное отличительное положение в сравнении с другими проектами категории сюжетно ориентированных ролевых игр с открытым миром.

Положение таково, что каждая новая заплатка (патч) привносит что-то по-настоящему стоящее в мир ведьмака. Ещё со времён первой части разработчики из CD Projekt RED сделали традицией с каждым обновлением вносить в игру не только правки технического характера, но и новые приключения белого волка - Геральта из Ривии, профессионального любителя женщин и истребителя чудовищ. Собственно, польские разработчики решили не бросать данную традицию в продолжении похождений ведьмака во 2-й части. На момент написания этой статьи уже вышло обновление версии 2.1. Так по этому поводу хочу сказать следующее: я не зря ждал выхода всех этих заплаток, потому что только теперь Ведьмак 2: Убийцы королей перестал казаться немного сырым и недоработанным проектом. Появились как новые небольшие квесты, так и интересные аркадные режимы (вроде той же арены). Таким нехитрым образом вы должны понимать, что данный обзор написан под впечатлением от совершенно другой и обновлённой версии 2.1, а не той, которая вышла 17-го мая прошлого 2011 года. Впрочем, тогда я поиграл всего 3-ри с половиной часа и остался доволен. Но только сейчас, когда вышли все эти патчи, я решил пройти игру до конца и наконец, осилить обзор.

Всё гениальное просто

Сюжетная линия продолжает повествование ровно с того момента, где закончилась предыдущая часть. Как мы помним, в конце на Фольтеста было совершено покушение убийцей со странными глазами. Геральт чудом спас короля. С того момента прошёл месяц. Белый волк Геральт теперь является личным талисманом и телохранителем короля Темерии Фольтеста. Словом, вроде жизнь удалась, однако всё прекрасно лишь в сказках бывает. В конце концов, Фольтеста убивают... А ведьмак Геральт бросается на поиски убийц королей.

Конечно, скажете, что в сюжетной завязке нет ничего особенного. Отчасти я соглашусь. Но здесь существует особая сценарная подача сюжета, которой нет больше ни в одной ролевой игре. Даже Dragon Age: origin просто меркнет на этом фоне. А о The Elder Scrolls V: Skyrim даже говорить нечего в присутствии ведьмака, потому что там даже сюжета как такового нет - его не замечаешь. Поэтому некоторое сходство второй ведьмак имеет только с играми BioWare. Потому что здесь, как и в том же Mass Effect , имеется сюжетный ориентир - он же является основоположником всего происходящего по ходу прохождения.

Одним из таких особых нововведений подачи сюжета является "книжный" подход написания квестов. Что удивительно, так это то, что ни одно задание вообще никогда не имеет описания следущего типа: создай серебряный меч, найди 10-ть растений, и т.д. Всё это подаётся в виде рассказа, словно книжку читаешь, а не квеста описание. К примеру: "Добыв новый серебряный клинок, Геральт повеселел. Наконец-то у нашего героя было всё, что требуется настоящему ведьмаку! Итак Геральт принялся за решение собственных и чужих проблем с новыми силами." Итак везде, где в другой ролевой игре было бы скучное описание или обычный разговор, то здесь ведьмак включает нам целое кино.

Если и имеет смысл сравнивать Ведьмак 2: Убийцы королей с другими играми, то только с Mass Effect, поскольку в ином случае ведьмак окажется на порядок выше других подобных игр. Только не надо думать, что CD Projekt RED и BioWare создают свои виртуальные миры в совершенно разных жанрах и временных рамках. Всё-таки эти обе игры в первую очередь являются сюжетно ориентированными ролевыми проектами, то есть главным в них является отыгрыш роли, а не прокачка и всё остальное в таком духе, что в вообщем и проявляет тот самый фактор, который их в какой-то степени равнит перед друг другом.

Единственное, в чём уступают начинающие польские разработчики мастерам из BioWare, так это всего лишь в качестве анимаций во время обычных диалогов. Не хватает мимики и большего количества движений персонажей. Но в остальном сюжет прибавил в весе (в сравнении с предыдущей частью) и эпичности происходящего, что также идёт на пользу. К тому же нам дали возможность самим решать, а затем отвечать за свои поступки. История Геральта - это наша история. Она полна неожиданностей и интересных событий, которые зависят напрямую от нашего выбора. Как ни странно, но именно мы вершим историю и судьбу не только Геральта, но и во многом влияем на окружающий мир.

Маниакальная детализация

Что касается локаций, то они являются, чуть ли не самыми красивыми и правдоподобными из всех, что когда-либо видела игровая индустрия в ролевых играх. Картинка на экране не столько графикой поражает, сколько своим маниакальным вниманием к деталям. Хотя то и другое на высшем уровне. Причём количество локаций не очень большое, но зато они сами достаточно велики, чтобы было, где развернуться для прогулок и исследований. Отмечу, что, со временем, отлично запоминается месторасположение ключевых объектов таким образом, что можно даже без маркера на карте найти именно то место, которое вам нужно на данный момент. Дизайн просто потрясающий! За что отдельное спасибо разработчикам.

Боёвка, прокачай героя!

Некоторым образом изменилась боевая система. Не всё гладко и практично, но это куда лучше той, которая была в предыдущей части, хотя и старая боёвка здесь была бы хороша. Однако не будем вспоминать о старом, лучше поговорим о настоящем. Или скорее о том, чем, в конечном счёте, является боевая система второго ведьмака? Сразу обращу ваше внимание, что похвастаться она может многим.

Как ни странно, но боёвка получилась очень красивой, порой интерактивной и умной. Немного напоминает Assassin"s Creed , но только что напоминает - не больше. По сути, вся боевая система завязана на вашей интуиции, а не на правильном нажатии кнопок, хотя порой правильность тоже необходима. Честно говоря, если подумать, то всё сделано на достойном уровне. Особо хочу отметить её удобство. Такой правильности расположения кнопок на клавиатуре я давно не видел. Буквально за доли секунды можно определиться, какой удар использовать следующим и тут же реализовать свой замысел. Левый кнопкой мыши наносим простые быстрые удары, а правой - долгие сильные и тяжёлые. Q - использование знаков, E - ставим блок, R - кидаем, например, бомбу... Довольно всё просто. Радует, что разработчики не стали ничего упрощать. Геральт все свои боевые движения наносит только после нажатия нами определённой кнопки и ничего не делает на автомате, как принято поступать сегодня во многих других играх, когда они почти что самостоятельно сами в себя играют. Правда, у некоторых сложилось мнение, что в это интересно играть только на лёгком уровне сложности. Спешу вас огорчить, ничего подобного! Вполне реально стать мастером и на высоких уровнях, раскидывая врагов направо и налево. Главное - это старание и желание учиться боевым навыкам ведьмака. Ведь здесь играете вы, а не сама игра, как вы привыкли и были избалованы другими проектами.

Боевые навыки имеют сильное влияние от выбранного направления прокачки героя. Всего существует 4-ре пути развития, причём до конца получить всё никак не получится. Поэтому лучше всего сосредоточиться на одном направлении, чем прокачивать всё понемногу. Одна ветка отвечает за основные ведьмачьи навыки, но ничего особенного в себе не имеет. Другая ветка является магическим направлением - путь чародея. Но одна из самых важных веток - это алхимия, поскольку знания изготовления эликсиров и своевременное их принятие зачастую может спасти жизнь Геральту. Однако, в сравнении с предыдущей частью, эликсиры теперь принимать нужно до боя, но не в любой момент, что приближает ведьмака ещё ближе к своему книжному прототипу. Имеется и другая, последняя ветка - путь мечника. Прокачав данное направление, вы увидите настоящего мастера и профессионала боя на мечах. Геральт будет сбивать стрелы на расстоянии, а удары клинков отражать с любого направления.

Кроме того имеются отдельные комбо удары, когда ведьмак особо красочно расправляется с противниками. Здесь ваш путь развития не имеет значения, поскольку в арсенале Геральта есть как приёмы для магических атак, так и для пути мечника. Правда, имеется одна небольшая помарка со стороны разработчиков. Все эффектные приёмы происходят не на том месте, где они были активированы и находится в данный момент герой, а немного рядом в виде видео вставки. После же приёма ведьмак каким-то чудным образом снова оказывается там, где и должен находиться. Подобные перемещения немного портят общее впечатления от боевой системы, но, тем не менее, не стоит обращать своё внимание на такой маленький недочёт со стороны CD Projekt RED.

Мало кто вспоминает, но существует ещё одна ветка боевых навыков - стелс. Никакой прокачки в этом направлении не существует. Однако в некоторых заданиях можно проскальзывать сквозь стражу бесшумно, устраняя всех со спины. Крадучись, Геральт прислоняется к стене, откуда наблюдает за врагами из-за угла. Затем оценивает обстановку, маршруты патрулей - вдруг Геральта замечают и стелсу приходит конец. Тут уж лучше старых добрых клинков ничего нет! Как нет ничего особенного и в бесшумном прохождении. Здесь вопрос лишь в предпочтениях игрока, которому иногда дают выбирать способ прохождения.

Да, чуть не забыли упомянуть о рукопашной. Впрочем, о ней стоит знать только одно - нет равных никого по силе и умению, кто устоит против ведьмака Геральта, поскольку проще и легче развлечения в игре просто не существует. То есть вышел ведьмак на ринг, запустился QTE, победа в кармане. Кстати, кулачные бои являются очень простым способом пополнить карманы золотом.

Путь Ведьмака

Путь ведьмака никогда не был простым. Особенно трудно было на первых порах новичкам, я имею ввиду ту категорию игроков, которые пропустили предыдущую игру, где было всё объяснено об использовании знаков, мутагенов и других эликсиров. CD Projekt RED почему-то посчитали, что второй раз всё разжёвывать не следует. В результате новичкам приходилось играть методом тыка, проб и ошибок. Ведь поначалу во второй части отсутствовал даже простенький обучающий режим, который лишь со временем добавили патчем. Поэтому все тонкости ведьмачей жизни знали только фанаты Анджея Сапковского, либо игроки, знакомые ещё с первой частью игры. Нам нигде не говорилось, что "Ласточка" нужна для регенерации здоровья, а "Кошка" для лучшей видимости в темноте. С одной стороны - это серьёзный просчёт со стороны разработчиков. Но с другой - пора начать шевелить извилинами, а не ждать подсказок от игры в процессе прохождения. Именно так и поступили разработчики, они создали серьёзную игру, где действительно нужно думать и решать, как поступать.

В заключение отмечу, что в игре можно найти огромное количество недостатков практически в каждой её составляющей. Но в итоге положительного находишь намного больше.


Если вы до сих пор не поиграли в эту игру, то представляем вашему вниманию несколько минут геймплейных кадров, которые должны убедить, что игра стоит вашего времени. Кроме того на нашем ресурсе можно найти и другое видео к игре.

«Ведьмак» по меркам восточноевропейской игровой индустрии - настоящая аномалия. Все остальные попытки перенести местный фэнтезийный материал в интерактивный формат оканчивались плачевно. А вот «Ведьмак» - неожиданно устоял и прижился. Возможно, тут сыграла свою роль литературная основа - романы и рассказы Анджея Сапковского о Геральте, профессиональном истребителе чудовищ, в России и на родине писателя, в Польше, прекрасно известны и широко любимы. По крайней мере, в той среде, где в принципе принято играть в видеоигры.

Позаимствовав у первоисточника уникальную заупокойно-саркастичную интонацию и оригинальный мир, издалека напоминающий все ту же Восточную Европу, только несколько столетий назад, компания CD Projekt смогла превратить все это в отличную ролевую игру, главным коньком которой была реальная возможность влиять на развитие сюжета, причем не в одной-двух точках, а постоянно.

Геральт все время оказывался в ситуациях, когда именно от его решения зависело, как будут развиваться события. Причем далеко не всегда исход оказывался таким, как вы себе представляли. Так, отпустив в самом начале отряд эльфийских партизан, вышедший из леса за оружием, вы скоро обнаруживали результат своей доброты - стрелы, отданные вами лесным братьям, в спинах ни в чем не повинных людей. Игрок постоянно чувствовал, что ступает по тонкому льду, пытался просчитать логику игры, но все равно нередко оказывался взят врасплох. И в этом было особое удовольствие.

Четыре года спустя история повторяется. Опять на охоту выходит не по возрасту седой ведьмак, и снова - кровавыми мальчиками в глазах - перед вами встают картины злодейств, совершенных по вашему попустительству.

Махакамский кризис 229-го

Одна из первых сцен «Ведьмака 2» полностью повторяет вступление оригинальной игры. Тяжелый сон про погоню под тяжелым грозовым небом, призрачные оклики: «Геральт! Геральт!» И внезапное пробуждение. Ведьмаку все еще снится Дикая охота, но только явь на выходе из сна его ждет уже совсем иная.

За то время, что прошло с финала первой части, Геральт успел стать личным телохранителем Фольтеста, короля Темерии, а его старая подруга Трисс Меригольд устроилась советницей монарха. Правда, вот прямо сейчас у Фольтеста дела идут не очень хорошо - против него взбунтовалась часть дворянства, которая держит в заложниках незаконнорожденных, но все же родных детей его величества. Все это «Ведьмак 2» объясняет вам буквально на ходу: все начинается с воспоминаний Геральта об одном судьбоносном штурме, и в лагере Фольтеста все готовы отправиться в бой хоть сейчас - ждут только приказа короля. И одной этой сцены оказывается достаточно, чтобы понять - это не та же самая игра. Это нечто новое, более динамичное, профессионально сделанное и живое.

С драконом этим вам предстоит повстречаться еще не раз - готовьтесь.

Например, в «Ведьмаке 2» гораздо более агрессивный монтаж и качественная режиссура. Можно даже говорить о какой-никакой операторской работе: во время прохода по бурлящему последними приготовлениями лагерю сразу замечаешь, какие выгодные ракурсы научилась брать камера и как мастерски строит кадр невидимый режиссер. Там, где другая студия обошлась бы несколькими статичными диалогами с NPC, «Ведьмак 2» врубает самое настоящее полигональное кино, так что от экрана некоторое время невозможно оторваться.

Прямо со старта вы оказываетесь в гуще событий - помогаете государю прицелиться из баллисты в предателя на крепостной стене, забираетесь внутрь огромной осадной башни, вместе с королем и его лучшими рыцарями штурмуете стены, внезапно сталкиваетесь с самым настоящим драконом и становитесь свидетелем неожиданной и жестокой смерти монарха. А затем... и главным подозреваемым в его убийстве.

Параллельно разработчики будто специально заставляют сравнивать их детище с Dragon Age 2 . Так, начало истории - точно как в последней игре BioWare - исполнено в виде рассказа Геральта на допросе об уже произошедших событиях. Только вместо дознавательницы Кассандры напротив нас сидит глава тайной полиции Фольтеста, Вернон Роше. Правда, в отличие от Dragon Age 2 вечер воспоминаний заканчивается уже примерно через час, после чего мы переносимся в суровую реальность, где нужно отыскать настоящего преступника и выяснить, кто же организует убийства владык в сопредельных королевствах.

Надо сказать, сравнение с Dragon Age 2 новый «Ведьмак» выдерживает с честью. Скучной истории одного беженца он противопоставляет собранный (никаких лакун по году длиной!), четкий сюжет, а бесконечной беготне по тесным коридорам - многоуровневые квесты, тянущиеся через каждую главу. И почти каждый - самостоятельный рассказ, исход которого зависит персонально от вас.

Вообще, если одной из главных претензий к Dragon Age 2 была полная неспособность героя повлиять на исход событий, в круговорот которых он оказывался вовлечен, то «Ведьмак 2», в точности следуя заветам оригинала, весь строится на идее, что главным двигателем сюжета является игрок. По ходу игры вы постоянно решаете судьбы принцев, оборванцев и драконов. Как минимум один раз вам предоставляется возможность отдать живого человека на растерзание обезумевшей крестьянской толпе. А вторая из трех глав и вовсе представляет собой две одинаковых по протяженности главы в одной. В абсолютно разных локациях. С абсолютно разными спутниками и целями. И в какой из версий главы вы окажетесь, зависит от действий главного героя в некий ключевой момент. Да что там говорить - одних концовок в «Ведьмаке 2» ни много ни мало шестнадцать штук.

К тому же игра, как и первоисточник, не чужда грубого черноватого юмора. Уже в начале первой главы комендант небольшого лесного городка приветствует вас в своих владениях («Добро пожаловать во Флотзам, ведьмак!»), не обращая ни малейшего внимания на болтающихся прямо у него за спиной свеженьких висельников, казненных только что при большом стечении народа. А в одной из темниц можно подслушать разговор трех узников, явно отсылающий к сериалу Prison Break («И, в-третьих, татуировка на спине должна была быть, а не на ж*пе!»). Ах да! И, конечно, все без исключения персонажи отчаянно матерятся, через слово поминая мам, пап и интимные органы друг дружки - на радость самым маленьким игрокам. С особенным наслаждением NPC произносят слово «трахаться», а во время кабацкой драки (скопированной из оригинала мини-игры) вы почти наверняка услышите, как кто-то у вас за спиной истошно заорет: «Кусай йово за яйцы!» Частенько это, правда, выглядит как праздник непослушания в ясельной группе, но в лучшие моменты действительно заставляет улыбнуться. Например, когда после стычки с нечистью, поселившейся в шахте, один из ваших спутников, гном-краснолюд, всплескивает руками: «Ну почему мы, краснолюды, вечно докопаемся до какого-нибудь г*вна?!»

С другой стороны, кое-каким секретам построения сюжета CD Projekt еще только предстоит научиться. Они, например, без зазрения совести всю игру прокачивают линию с восстановлением утерянной геральтовой памяти и его потенциального воссоединения с чародейкой Йеннифер, чтобы в конце концов свести все к затравке на третью часть. То есть ружье не просто висит на стене - его у вас на глазах заряжают и взводят курок, но на спуск обещают нажать лишь через четыре года.

Чистотел и пустырник

Как и разработчики Dragon Age 2, авторы «Ведьмака 2» решились на серьезный эксперимент с боевой системой. В первой части, если помните, нужно было вовремя нажимать на левую кнопку мыши, чтобы связывать удары в комбо, да вовремя переключать стили ведения боя и помогать себе магическими знаками. В сиквеле от знакомой системы осталась только ведьмачья магия - все остальное было сделано с нуля.

Вместо разных стилей боя - блок и две базовые атаки (мощная и быстрая). Вместо монотонного оттаптывания кнопки - самый настоящий бой не на жизнь, а насмерть. Да, вы не ослышались. Вопреки популярному тренду, в CD Projekt решили не упростить, а усложнить боевку в «Ведьмаке 2», в результате чего в начале игры даже самая обычная схватка с двумя-тремя хиленькими утопцами заставляет как следует попотеть. Враги довольно сильны, постоянно прикрывают друг друга и охотно пользуются просчетами игрока. Мало того - они и нападают, как правило, стаями, так что приходится постоянно маневрировать, следить, чтобы не загнали в угол, и грамотно пользоваться знаками, а также разнообразными гранатами и ловушками.

Подготовка ко встрече с врагом - отдельная и очень важная часть геймплея. Игра буквально заставляет вас мыслить стратегически. Например, если вы отправляетесь в подземелье, населенное потусторонними трупоедами, стоит перед спуском сварить (в специальном алхимическом меню) зелье «Кошка», которое позволяет видеть в темноте и даже немножко - сквозь стены, и что-нибудь общеукрепляющее, чтоб подземным обитателям жизнь медом не казалась. В применении зелий (которые, кстати, можно употреблять исключительно между сражениями) есть вполне очевидный смысл: та же темнота в «Ведьмаке 2» не просто графический фильтр, а вполне реальная непроницаемая мгла, так что невооруженный глаз вряд ли разберет затаившихся по углам монстров. Свойства зелий отлично сбалансированы, и за более мощный результат в большинстве случаев приходится платить побочными эффектами (-50% здоровья) и повышенной токсичностью.

* * *

Редкий случай: перед нами игра, которая практически полностью соответствует нашим ожиданиям. Это большая (до 20 часов только на основную сюжетную линию) RPG, предоставляющая игроку довольно широкую свободу выбора и не забывающая, что его, вообще говоря, надо развлекать. Даже гигантские боссы здесь есть, словно речь идет не об экшен/RPG, а о каком-нибудь японском слэшере вроде Bayonetta или еще не вышедшего Asura"s Wrath . Куда уж веселее. Есть, правда, сомнения, как все это воспримут люди, не знакомые с первоисточником, - но такие «Ведьмаком 2» вообще заинтересуются вряд ли. Для тех же, кто помнит еще первую встречу Геральта и Фольтеста и может без запинки десять раз повторить имя нильфгаардского императора Эмгыра вар Эмрейса, игра станет самым настоящим подарком.

P.S. В дополнение к сюжету игры CD Projekt заказала знаменитому польскому сценаристу, иллюстратору и колористу два выпуска комиксов про приключения Геральта (дворянские дрязги, оборотни, украденные жены - словом, мрачная история). Специально для вас мы перевели эти комиксы на русский язык. Первую часть вы можете прямо сейчас прочитать на соседних страницах, на диске в разделе «По журналу» или найти на сайт с 1 июня. Вторую часть мы опубликуем в августовской DVD-мании и на сайте с 1 августа.

Похожие публикации